Литературная игра – викторина по произведениям С.Я. Маршака для младших школьников 2 класса

130 лет со дня рождения поэта

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вашему вниманию интерактивную развивающую игру по произведениям Самуила Яковлевича Маршака. Игра поможет в организации и проведении занятий внеурочной деятельности по курсу «В гостях у сказки», в группе продленного дня. Данный материал будет полезен учителям начальной школы; педагогам-организаторам, библиотекарям, педагогам дополнительного образования, родителям; для детей 7 - 10 лет.
Цель: развитие интереса к художественной литературе и чтению; развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
- закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака;
- в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;
- пробудить интерес к его творчеству.
- учить воспринимать содержание произведений;
- прививать интерес к чтению книг;
- развивать воображение, мышление, культуру общения;
Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихотворений и сказок С. Я. Маршака.

2017 год объявлен Годом Самуила Маршака
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения его автора - поэта, переводчика Самуила Маршака. Его любили и любят по всей России. На его сказках выросли миллионы детей.

Краткая биография Самуила Маршака
Самуил Яковлевич Маршак – советский писатель, поэт, драматург, а также переводчик и литературный критик. Самуил Яковлевич родился в Воронеже 3 ноября 1887 года в еврейской семье. Фамилия Маршак передалась писателю от потомка, который был известным раввином и талмудистом. Детство писателя прошло под Воронежем, где он также посещал гимназию. Помимо этого он посещал гимназии в Петербурге и Ялте. Любовь к классической поэзии Самуилу привил учитель словесности, который разглядел в нем талант. В 1907 году он начал печататься. В сентябре 1912 молодая чета отправилась в Англию, где Самуил не только посещал Лондонский университет, но и работал над переводом английских баллад. Вернувшись в Россию, он публикует эти переводы в журналах «Русская мысль» и «Северные записки». В 1920 году, будучи в Екатеринодаре, он открывает ряд учреждений для детей, в том числе один из первых детских театров в России. Вскоре появляются его первые детские книги со стихотворениями «Сказка о глупом мышонке», «Дом, который построил Джек» и т.д. В 1922 году писатель перебирается в Петроград, где создает студию детских писателей и выпускает детский журнал «Воробей». В 1960 году вышла в свет автобиографическая повесть Маршака под названием «В начале жизни», а годом позже вышел сборник статей «Воспитание словом». Умер писатель 4 июля 1964 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
1 тур
Викторина по произведениям С. Маршака


1.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
Вопрос: Назовите профессию героя стихотворения.
Ответ: почтальон из стихотворения С. Маршака «Почта»


2. Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
- Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
Вопрос: Какой герой произведения С. Маршака мог так поступить?
Ответ: человек рассеянный с улицы Бассейной из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».


3.Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку …
- Отдайте мою собачонку!
Вопрос: Что сдавала на хранение дама, отъезжающая в другой город?
Ответ: Багаж из одноименного стихотворения С. Маршака «Багаж»


4.Петя маме говорит:
- Можно, мама, спать при свете?.
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: - Нет! -
Щелк - и выключила свет.
Вопрос: Почему Петя хотел спать при свете, чего он боялся?
Ответ: темноты. Стихотворение С. Маршака «Чего боялся Петя»


5. -Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Вопрос: Кому не нравился голосок матери?
Ответ: мышонку. Сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»


6. Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
- Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
Вопрос: Кто помог бедной падчерице набрать подснежников посреди зимы?
Ответ: Братья Месяцы. Сказка «Двенадцать месяцев» перевод С. Маршака
2 тур
Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения:


1. Усатый (полосатый)
2. Ванька – (Встанька)
3. Кот и (лодыри)
4. Дремота и (Зевота)
5. Вакса – (Клякса)
6. Мастер – (Ломастер)

Приложение ко 2 туру игры
Для ознакомления,чтения, разучивания,обсуждения
ВАНЬКА - ВСТАНЬКА (отрывок)
Самуил Маршак
У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате -
Во сне одеяло отбросит он прочь,
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.

ДРЕМОТА И ЗЕВОТА
Самуил Маршак
Бродили по дороге Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота,
Заглядывала в окна
И в щелочки дверей
И детям говорила:
- Ложитесь поскорей!
Зевота говорила: кто спать скорее ляжет,
Тому она, Зевота, спокойной ночи скажет,
А если кто не ляжет
Сейчас же на кровать,
Тому она прикажет
Зевать, зевать, зевать!

МАСТЕР-ЛОМАСТЕР (отрывок)
Самуил Маршак
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я - известный мастер
По столярной части!
Как ударил молотком, -
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать я стал другой,
Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил -
Шляпку набок своротил.
Плохи гвозди у меня -
Не вобьешь их прямо.
Так до нынешнего дня
Не готова рама…

ВАКСА-КЛЯКСА (отрывок)
Самуил Маршак
Вдруг, оставив хлеб и рис,
Разбежалась стая крыс.
В дверь вошла собака такса,
По прозванью Вакса-Клякса.
Криволапый, ловкий пес
В щель просунул длинный нос
И поймал большую крысу -
Видно, крысу-директрису.
А потом он, как сапер,
Раскопал одну из нор
И полез к ворам в подполье
Наказать за своеволье.
Говорят, что с этих пор
Стая крыс ушла из нор.

УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ (отрывок)
Самуил Маршак
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: - Кто это у вас?
А девочка говорит: - Это моя дочка.
Люди спрашивают: - Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: - Она давно не мылась.
Люди спрашивают: - Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: - Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, - все и увидели, что это котенок - усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.

КОТ И ЛОДЫРИ
Самуил Маршак
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

3 тур
Угадайте, что лежит в сундуке?
С. Маршак ЗАГАДКИ


1. Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (часы)


2. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (тапочки)


3. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (мяч)


4. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (утюг)
4 тур
Кто в сказке живет?


По картинкам дети называют героев сказки, а затем и название сказки по главным героям
1) Мышка
2) Лягушка
3) Лиса
4) Волк
5) Петух
6) Еж
7) Медведь
С. Маршак «Теремок»
Можно предложить детям разыграть сказку, заранее приготовить элементы костюмов, например, ободочки или маски из бумаги.


1) Лошадь
2) Жаба
3) Курочка
4) Щука
5) Свинья
6) Утка
7) Мышка
8) Кошка
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Приложение
Сказка о глупом мышонке
Самуил Маршак
Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
- И-го-го! - поет лошадка. -
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука -
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…

Сказка – пьеса «Теремок» (отрывок)
Самуил Маршак
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Злой дед. Еж. Добрый дед. Волк. Лягушка. Лиса. Мышка. Медведь. Петух.

Добрый дед
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
Лягушка
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Заходит в теремок.)
Ква-ква!..
Тишина…
В теремочке я одна.
Хоть кругом не очень сыро,
А хорошая квартира!
Ква-ква!
Ква-ква-ква!
Тут и печка и дрова,
И котел и сковородка.
Вот находка, так находка!
Перед ужином пока
Заморю я червячка.
Добрый дед
Только свет зажгла лягушка,
Постучалась мышь-норушка.
Мышка
Это что за теремок,
Теремок?
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
А ты кто?
Мышка
А я - мышка-норушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Спелых зерен раздобудем,
Печь блины с тобою будем.
Лягушка
Так и быть, пожалуй в дом.
Веселее жить вдвоем!
Добрый дед
Поселилась мышь с лягушкой,
С лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Вдруг стучится на рассвете
Петушок горластый - Петя.
Петух
Это что за теремок?
Он не низок, не высок.
Эй, откройте петушку!
Ко-ко-ко, кукареку!
Кто-кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто-кто в невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
А ты кто?
Петух
А я - петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду
На дворе.
Петь я буду
На заре.
Кукаре-ку!
Лягушка и Мышка
Так и быть, пожалуй в дом.
Веселее жить втроем!
Добрый дед
Вот живут они - лягушка,
Петушок и мышь-норушка.
Их водой не разольешь.
Вдруг стучится серый еж.
Еж
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
Петух

А ты кто?
Еж
Я - серый ежик,
Ни головы, ни ножек,
Горбом спина,
На спине борона.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!
Лягушка
Так и быть, пожалуй в дом.
Жить мы будем вчетвером!
Добрый дед
Вот живут они - лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
Он не спит - сторожит теремок.
Злой дед
Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный.
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.
Волк
Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?..
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
Петух
Я, петушок - золотой гребешок.
Еж
Я, серый ежик -
Ни головы, ни ножек.
А ты кто?
Волк
А я - волк,
Зубами щелк!
Мышка
А что ты умеешь делать?
Волк
Ловить
Мышат!
Давить
Лягушат!
Ежей душить!
Петухов потрошить!..
Мышка
Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок.
Злой дед
Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку-лису.
А лиса идет навстречу -
Рыжий хвост, глаза как свечи.
Волк
Лисавета, здравствуй!
Лиса
Как дела, зубастый?
Волк
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
А хочу я, Лисавета,
У тебя просить совета.
Видишь в поле теремок?
Лиса
Теремок?
Волк
Он не низок, не высок.
Лиса
Не высок?
Волк
Мышь-норушка
Там зерно толчет,
А лягушка пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
До чего хорош петух, -
Ощипать бы только пух!
Лиса
Ах, мой серый, мой хвостатенький,
Как хочу я петушатинки!
Волк
Да и мне поесть охота, -
Только заперты ворота…
Может, как-нибудь вдвоем
Мы ворота отопрем!
Лиса
Ох, слаба я с голодухи!
Третий день, как пусто в брюхе.
Кабы встретился нам Мишенька-медведь,
Он помог бы нам ворота отпереть.
Мы пойдем его поищем по лесам!
Волк
Ах ты, батюшки, идет сюда он сам!
Злой дед
В это время в самом деле
Вышел Мишка из-за ели.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Медведь
Я ищу в лесу колоду,
Я хочу отведать меду
Или спелого овса.
Где найти его, лиса?
Лиса
Видишь, Миша, теремок?
Медведь
Теремок?
Лиса
Он не низок, не высок.
Медведь
Не высок?
Лиса
Мышь-норушка
Там зерно толчет.
Волк
А лягушка
Пироги печет.
Лиса
Пироги печет капустные,
Подрумяненные, вкусные.
Волк
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым ножиком.
Лиса
Ты не хочешь ли проведать
Петуха,
Петушиные отведать,
Потроха?
Медведь
Петушатина - хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда!
Лиса
Нет уж, Мишенька, пойдем
Да на месте отопрем!
Злой дед
Вот идут они к соседям -
Волк с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.
Медведь
Эй, хозяева, откройте-ка добром,
А не то мы вам ворота разнесем!
Мышка
Это кто пришел к нам на ночь?
Медведь
Михаил!
Мышка
Какой?
Медведь
Иваныч.
А по-вашему - Медведь.
Потрудитесь отпереть!
Долго ждать мне неохота.
Расшибу я вам ворота!
Мышка
Тише, Мишенька! В ворота не стучи!
Лягушка
Наше тесто опрокинется в печи!
Петух
Ты не суйся в теремок - кукареку!
Или шпорами тебя я засеку!
Еж
Коли будешь заниматься грабежом,
Познакомишься со сторожем - ежом!
Медведь
Не хотят меня хозяева впустить.
Не хотят меня обедом угостить!
Лиса
Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,
Ну-ка, Мишенька, на волка навались!
Если дружно мы навалимся втроем,
Мы тесовые ворота отопрем!
Злой дед
И пошла у них работа:
Навалились на ворота…
Добрый дед
Да не могут отпереть.
Огрызается медведь.
Бьет он волка, точно сваю,
А лиса хлопочет с краю.
Ей, плутовке, легче всех -
Бережет свой рыжий мех.
Лиса
Вперед!
Медведь
Назад!
Лиса
Идет
На лад!
Медведь
Слышишь, лисонька,
Как досточки
Трещат?
Волк
То не досточки,
А косточки
Хрустят -
Раздавил меня бессовестный медведь!
Без обеда мне придется помереть.
Отдышаться до сих пор я не могу.
Еле-еле до постели добегу!
Медведь
Не возьму, лиса, я в толк:
Почему взбесился волк?
Отчего он убежал?
Лиса
Ты слегка его прижал -
Оттого и убежал!
Еле ноги уволок…
Да какой от волка прок?.
И без волка мы ворота отопрем,
Петушатины отведаем вдвоем.
Медведь
Очень хочется мне, лисонька, поесть!
В подворотню я попробую пролезть.
Добрый дед
Изловчился косолапый,
В подворотню сунул лапу.
Да, как видно, невпопад -
Не идет она назад.
Аж в груди дыханье сперло.
Заорал во все он горло.
Медведь
Ой, лисичка, помоги!
Мне не вытянуть ноги!
Пособи мне дружбы ради,
Потяни меня ты сзади!
Добрый дед
Не ответила лиса
И ушла к себе в леса.
А петух кричит с забора.
Петух
Эй, держите злого вора!
Дай, лягушка, кочергу -
Пятку я ему прижгу!
Добрый дед
Задрожал медведь с испугу,
Заорал на всю округу.
Медведь
Ой, боюсь я кочерги!
Ой, лисичка, помоги!
Петух
КукарЕку! Все на двор!
В подворотню лезет вор.
Эй, хозяюшка-лягушка,
Где твоя большая кружка?
Принеси воды скорей,
Косолапого облей!
Мышка
Поливай его, ребята!
Лягушка
Из кувшина, из ушата!
Еж
Из ведра его облей,
Злого вора не жалей!
Медведь
Помогите! Караул!
Захлебнулся, утонул!..
Добрый дед
Заревел медведь белугой,
Заметался с перепугу,
Изо всех рванулся сил -
Чуть ворота не свалил.
Разом высвободил ногу
И - айда в свою берлогу!
Завывает на ходу.
Медведь
Я к вам больше не приду!
Добрый дед
А петух кричит с забора.
Петух
Мы прогнали злого вора!
Кукареку! Ко-ко-ко!
Убежал он далеко,
Припустил во все лопатки,
Удирает без оглядки.
Ко-ко-ко! Кукареку!
Не вернется к теремку!
Злой дед
Разошелся наш петух,
Распушил атласный пух.
А пока он петушится,
Из кустов ползет лисица…
Лиса
(тихо)
Ладно, Петя, погоди,
Что-то будет впереди!
Пусть бока намяли волку,
А медведь попался в щелку, -
За своих я отомщу,
Петуха я утащу!
Злой дед
Подползла лиса украдкой
И запела сладко, сладко.
Лиса
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Там живет
Петушок боевой.
Он поет
И трясет головой.
Голова его ярче огня…
Петух
Кто-кто-кто там поет про меня?
Лиса
Ах ты, Петя, лихой петушок,
У тебя золотой гребешок.
Всем на зависть твоя борода.
Ты слети, мой красавец, сюда!
Петух
Нет уж, лучше я здесь
Посижу -
На тебя свысока
Погляжу.
Лиса
(тихо)
Ах ты, Петя,
Петух удалой!
Кто на свете
Сравнится с тобой?
У тебя два широких
Крыла.
Ты немножко похож
На орла!..
Петух
Я не слышу,
О чем ты поешь.
Повтори:
На кого я похож?
Лиса
Ты сидишь от меня далеко.
Подойди - я шепну на ушко!
Злой дед
Тут петух не утерпел,
Звонким голосом запел
И слетел к плутовке рыжей.
Подошел он к ней поближе,
А лиса, не будь плоха,
Хвать за горло петуха!
Петушок кричит и бьется,
А лиса над ним смеется.
Лиса
Вот теперь скажу я вслух,
На кого похож петух.
Ты похож па себя, петуха!
Скоро съем я твои потроха!
Хи-хи-хи!
Хо-хо-хо!
Ха-ха-ха!
Ты похож
На себя, петуха!
Злой дед
Вот лисица бежит во весь дух,
А в зубах ее бьется петух.
Вырывается глупый петух -
Разлетаются перья и пух.
Петух
Братец ежик дорогой,
Выходи-ка с кочергой,
С кочергой, с лопатою -
Бей лису проклятую!
Добрый дед
Услыхал колючий еж,
Закричал: «Разбой! Грабеж!»
Побежал он за ворота,
Добежал до поворота.
Видит: рыжая лиса
С петухом бежит в леса.
Покатился серый ежик
По траве лесных дорожек,
По предутренней росе,
Прямо под ноги лисе.
Не дает он ей дороги,
Колет щеткой лисьи ноги.
Еж
Я - колючий серый еж,
От меня ты не уйдешь,
Распорю твои меха.
Отдавай-ка петуха!
Добрый дед
У ежа иголки колки,
Больно колются иголки.
Только вертится лиса,
Вроде спицы колеса.
Лиса
Ах ты, ежик, серый ежик,
Не царапай лисьих ножек,
Пожалей мои меха!
Отпущу я петуха!
Добрый дед
Петуха она швырнула
Да скорей в кусты нырнула,
Прошмыгнула между пней,
А колючий еж - за ней.
Сзади мчатся друг за дружкой
Мышка серая с лягушкой…
Мышка
Догоняй! Держи! Лови!
Лягушка
Хвост у рыжей оторви!
Добрый дед
Через лес погоня мчится.
Впереди бежит лисица.
Задержалась у куста -
И осталась без хвоста.
А потом во все лопатки
Припустила без оглядки.
Скрылась рыжая в лесу -
Только видели лису!
Засмеялся серый ежик.
Еж
Я достану острый ножик,
Хвост разрежу пополам
И хозяюшкам раздам:
Полхвоста тебе, лягушка,
Полхвоста тебе, норушка.
Лягушка
Благодарствуй, серый еж.
Мышка
Лучше меха не найдешь!
Хвост надену я на шею,
Будет мне зимой теплее.
В стужу лютую,
В мороз
Я укутаю
Свой нос!
Добрый дед
Вот шагают друг за дружкой
Ежик с мышкой и лягушкой.
Лисий хвост несут с собой,
Говорят наперебой.
Мышка
Мы лису прогнали ловко.
Не воротится плутовка!
Только жив ли петушок,
Золотой наш гребешок?
Лягушка
Он лежит - не шевелится.
Мы погнались за лисицей
И оставили его
На дороге одного.
Еле дышит он, бедняжка,
Бьет крылом и стонет тяжко.
Еж
Не горюйте вы о нем:
Мы сейчас его найдем.
Вижу гребень петушиный
На пригорке под осиной!
Мышка
Что ты, Петя,
Не встаешь?
Лягушка
Что ты песен
Не поешь?
Петух
Не до песен мне, сестрицы…
Был в зубах я у лисицы,
Даже встать я не могу!
Еж
Дай тебе я помогу.
За крыло тебя возьму я,
Птицу бедную, хромую…
Ну, вставай! Авось дойдешь.
Петух
Очень колешься ты, еж!
Хоть меня не держат ноги,
А дойду я без подмоги.
Добрый дед
Подымается петух,
Говорит с собою вслух.
Петух
Кукареку, кукареку!
Отчего я стал калекой?
Оттого, что простоват…
Сам во всем я виноват!
Еж
Не горюй, голубчик Петя,
Поживешь еще на свете,
Будешь песнями опять
Солнце красное встречать!
-
Добрый дед
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка!
Мышка
Я, мышка-норушка!
Петух
Я, петушок -
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Еж
Я, колючий серый еж.
Я на всех ежей похож -
Горбом спина,
На спине борона!
Все вместе
(поют)
Нынче праздник веселый у нас,
На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса.
Без хвоста убежала лиса,
Вот какие у нас чудеса!
5 тур
Самуил Маршак «Детки в клетке»
Ребята должны угадать, кто живет в зоопарке

3 ноября исполняется 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. «Вот какой рассеянный», «Почта», «Багаж»… Останови на улице любого взрослого, и он процитирует эти стихи по памяти.


В юбилейный год мэр Москвы одобрил установку памятника поэту на Лялиной площади, на маршруте Москва-Воронеж появился именной маршаковский поезд с детской библиотекой, еще один поезд Маршака будет курсировать в столичном метро, по всей стране проходят стихотворные конкурсы и чтения, и, конечно же, выпускаются книги. Издательство «Малыш» приурочило к юбилейной дате четырехтомник «Мой Маршак».

В него вошли все наиболее востребованные читателями детские произведения Самуила Маршака: стихи, сказки, повести в стихах, пьесы, баллады и переводы английской поэзии. В книгах использованы иллюстрации классиков иллюстрации В.Лебедева, Ю.Коровина, А.Каневского, М.Митурича, М.Скобелева, А.Елисеева и многих других.

«Эти книги я держу в руках с удовольствием. Мне нравятся обложки, деликатно и хорошо подобранные иллюстрации, качество печати. Они получились красивые и, безусловно, доставили бы деду большую радость», – так отозвался о юбилейном издании внук поэта Александр Маршак.

У каждого из нас свой Маршак. Юбилей любимого детского поэта – самое время об этом вспомнить. В сети Инстаграм стартовал флешмоб #моймаршак, который продлится до конца года и принесет победителям подарочные книги от издательства «Малыш». Условия участия просты – проиллюстрировать конкурсный тег в свободной форме: фотографией, воспоминанием, рассказом о том, какую роль сыграли произведения Маршака в вашей жизни.


Детская поэзия – лишь малая часть таланта Маршака. Его перу принадлежат блестящие переводы Уильяма Шекспира, Роберта Бернса, Редьярда Киплинга, Александра Милна и других писателей. Он основал первый в России детский театр, участвовал в создании детских журналов и возглавлял первое детское издательство «Детгиз». Писал превосходную «взрослую» лирику и сатиру. Дружил с ярчайшими деятелями литературы и искусства и в жизни многих из них принял живое участие: привел в детскую литературу поэтов-ОБЭРИУтов Д.Хармса, Н.Олейникова, А.Введенского, Н.Заболоцкого. Редактировал и утверждал к печати первые произведения В Бианки, Б.Житкова, Е.Шварца. Защищал коллег от нападок власти, поддерживал материально и спасал от тюрьмы. За почти полвека творческой деятельности Самуил Яковлевич Маршак четырежды становился лауреатом Сталинской премии и один раз лауреатом Ленинской.

Каждое слово в стихах Маршака – как крохотный винтик или колесико внутри часов – стоит на своем месте и помогает работе всего механизма. Оттого эти пружинистые и четкие стихи так весело произносить вслух и так легко запоминать детям XXI века.

Марьинская библиотека

7 ноября библиотекарь Марьинской библиотеки Алиева Фатиме Мухаммедовна посетила сельский детский сад (воспитатель Маргиева Динара Диляверовна). Вниманию дошколят была представлена интересная, смешная сказка «Жил человек рассеянный с улицы Бассейной», автором которой является известный российский детский поэт, юбиляр 2017 года - Самуил Маршак.

Дети с удовольствием выслушали сказку о ужасно рассеянном человеке, который всё путал местами. А по окончании произведения, детям было предложено навести порядок в большом чемодане главного героя, где царил беспорядок. Дети по рисункам отгадывали названия предметов посуды и одежды и распределяли их в две колонки. С данным заданием все справились отлично, тем самым помогли разобраться герою сказки.

Мероприятие прошло весело и непринуждённо.

Новожизненская библиотека

3 ноября библиотекарь Новожизненской сельской библиотеки, Исаева Татьяна Викторовна, провела громкие чтения для детей " Звонкий стих Маршака" посвященные 130-ти летию со дня рождения замечательного советского поэта, переводчика и драматурга Самуила Яковлевича Маршака.

Библиотекарь Исаева Т. В. познакомила детей с биографией Самуила Яковлевича, рассказала о его творческом пути, о его литературной карьере, о том, что его книги переведены на многие языки. Именем писателя названы улицы и установлены мемориальные доски во многих городах: в его родном Воронеже, в Москве, в Санкт-Петербурге, в Ялте и других городах России.

Громкие чтения начались с прочтения библиотекарем стихотворения " Про одного ученика и шесть единиц". Далее Шишко Кира прочла" Синяя страница" . Слушателям очень понравилось ее чтение и многие выразили желание тоже прочитать стихи Самуила Яковлевича. Ольхова Мирослава прочла "Жадина" и «Чего бы нам хотелось еще?», Денисенко Катя " Багаж", стихотворение вызвало радостный смех всех присутствующих. Чубаров Эрол прочел стихотворение о пуделе и его проделках. Сеитмеметов Вадим, Капучак Богдан и Чубаров Эрол подготовили стихотворение "Вот какой рассеянный" и в троем рассказали его. Исмаилова Амина наизусть прочла стихотворение " Мяч". Также стихи читали: Мухтарова Аджер, Мухтарова Эльмаз, Ольховы Таня и Наташа, Топузовы Эвелина и Анифе.

После прочтения стихов Самуила Яковлевича Маршака дети с восторгом и восхищением обсуждали героев стихотворений, а родители сделали вывод, что Самуил Яковлевич Маршак по праву считается одним из лучших детских поэтов России.

На мероприятии присутствовало 18 человек.

Светловская библиотека

В этом году мы отмечаем 130 лет со дня рождения всеми любимого и уважаемого уже много - много лет детского писателя Самуил Яковлевича Маршака. К этой дате 2 ноября в Светловской библиотеке прошло литературное путешествие «Девчонки и мальчишки - читаем вместе книжки» для самых маленьких читателей, воспитанников детского сада «Солнышко». Ребята путешествовали по сказкам Маршака в поисках потерянных страниц из книги, которые разлетелись по свету, а помогали им в этом почтальон Печкин (заведующая библиотекой Кошман О.И.) и Человек - Рассеянный (помощник воспитателя Конюхова Е.А.). Вместе они побывали в сказках «Кошкин дом», «Детки в клетке», "Сказки о глупом мышонке", «Теремок», а также отгадывали загадки написанные Самуилом Яковлевичем и поиграли в подвижные игры «Мышеловка» и «Козёл». В заключении просмотрели мультфильм «Вот какой рассеянный».

Победненская библиотека

К 130 летию Самуила Маршака в Победненской сельской библиотеке прошло увлекательное литературное путешествие для читателей младшего возраста под названием "Плывет, плывет кораблик". Для ребят были подготовлены интересные и веселые игры, громкое чтение стихотворений поэта, обыгрывание сказки "Кошкин дом". А победители викторины получили в подарок книжки поэта.

В канун 130 летней годовщины со дня рождения русского писателя, поэта, литературоведа, переводчика и основоположника отечественной детской литературы Самуила Яковлевича Маршака, в Ярковской сельской библиотеке состоялось громкое чтение известных его произведений. Послушать знаменитые детские сказки и рассказы, принадлежащие перу Маршака, пришла младшая группа «Солнышко» - воспитанники Ярковского детского сада «Жаворонок». Библиотекарь Щербанюк Татьяна Геннадьевна прочла юным слушателям сказку «Двенадцать месяцев», которую они с удовольствием слушали и даже комментировали. Так же с большим интересом, смехом и улыбками, просмотрен мультфильм «Вот какой рассеянный». В завершение мероприятия дети активно отгадывали загадки про животных. Громкое чтение прошло в хорошей, можно сказать даже сказочной атмосфере и на вопрос библиотекаря: понравилось ли вам?, придёте еще в библиотеку? дети дружно отвечали - Да! . Самуил Яковлевич Маршак автор детских сказок и стихов, которые любимы и читаемы вот уже несколькими поколениями детей. И это действительно так - Маршак был и остается феноменом детской литературы.

На громком чтении присутствовали 28 человек.



Когда к власти пришли большевики, он уничтожил все свои прежние работы - стихотворения, посвященные еврейской культуре и городу Иерусалиму. Он выбрал “мир, открытый бессмертию”,- стал писать детские стихи и сказки, на которых выросло не одно поколение. Кто не знает его Робина-Бобина-Барабека, Рассеянного с улицы Бассейной, даму с багажом и маленькой собачонкой, Ваксу-Кляксу и азбуку в стихах? В ноябре 2017 Самуилу Яковлевичу Маршаку исполнилось бы 130 лет.

Потомок раввина


В октябре 1887 года в еврейской семье Маршак родился сын. Это было сложное время, и главе семейства приходилось скрывать, что он является выходцем из потомственного рода раввинов, приверженцев Талмуда. Яков Миронович не получил специального образования, но работал технологом на химическом заводе, имея несколько изобретений в отрасли мыловарения. Кроме того, этот одаренный от природы человек владел несколькими языками и в подлиннике читал Гете и Гейне, хорошо разбирался в русской классике. Любовь и стремление к знаниям отец постарался привить и своим детям. С ранних лет всем было понятно, что его сын Самуил - настоящий вундеркинд.


Первыми это заметили преподаватели петербургской гимназии, где учился Маршак-младший. На формирование литературных взглядов молодого дарования повлиял и учитель словесности Сёмы. Первые поэтические опыты Самуила принесли ему небывалый успех, и уже вскоре его произведения стали печатать многие литературные издания.

Стасов, один из известных петербургских критиков того времени, прочитав поэму юного Маршака, объявил его гением. Вскоре Маршак знакомится с Максимом Горьким, который принял активное участие в судьбе Самуила и дал ему путевку в литературную жизнь. Юноша много работает: часами занимается в библиотеке, пишет стихи и делает замечательные переводы с иврита и идиша.

Трудовая молодость


Блестяще справившись с первым литературным заказом, стихотворением на музыку Глазунова, Маршак стал очень востребован в творческой среде Петербурга. Его стали привлекать в литературные общества, появилось множество друзей среди поэтов, художников и музыкантов. Работы Самуила печатали уже не только в Петербурге, но и в Москве и Киеве.

Им восторгались Блок и Ахматова. Но звездной болезни у поэта, к счастью, не случилось, и он продолжал с воодушевлением трудиться. В качестве корреспондента столичного журнала Маршак объездил практически весь Ближний Восток, что воодушевило его на создание цикла стихов “Палестина”, который стал очень популярным сборником лирики того времени.

Во время путешествий Самуил познакомился с милой девушкой Софьей, воспитанной, образованной и близкой ему по духу, ставшей его женой. В 1914 году у счастливой пары родилась дочь. Но судьба наделяет всех равной мерой: горсть радости, горсть горя. Дочери Маршака суждено было страшное - она опрокинула на себя самовар с кипятком и умерла.

Отчаявшиеся родители не замкнулись в себе, не стали обвинять судьбу, - они решили помогать нуждающимся детям, а таковых в те голодные времена было предостаточно. Именно тогда Самуил Яковлевич начал писать детские стихи. Строки сами выходили из-под пера, торопясь лечь на бумагу, - добрые, теплые, полные детской непосредственности и нежности. Их так хотелось почитать дочери перед сном...

От Лондона до Петрограда


Учеба в Великобритании наложила особый отпечаток на творчество поэта. После петербургского Университета Маршак получил образование в лондонском техникуме, а затем - в Университете столицы Великобритании. К тому времени Англия была, пожалуй, единственной страной, где литература для детей оформилась как самостоятельный жанр. Самуил исколесил весь Альбион, собирая коллекцию английских народных сказок, баллад и песен, которые впоследствии перевел на русский язык.

Среди них знаменитые “Дом, который построил Джек” и “Вересковый мед”. Особенно прославили Маршака переводы произведений Шекспира, Киплинга, Бернса, Милна, Китса и Водсворта. Вернувшись на родину и окунувшись в водоворот политических событий, Маршак встал перед выбором: жизнь или вера. Вспомнив наставления своего учителя Стасова, он выбрал первое. Собрал все свои дореволюционные произведения и сжег их.

Сначала поэт работал в провинциальном городке, читал лекции на Кубани, занимался переводами, преподавал английский. Там он создал первый театр для детей. Это событие не прошло незамеченным, и в 1922 году Луначарский пригласил Самуила Яковлевича в Петроград. Именно тогда появилась его книга “Детки в клетке” и несколько сценариев для Театра Юного Зрителя. В тот год Маршак создал первый советский журнал для детей, для работы в котором собрал команду талантливых поэтов и писателей.

Уже после разгрома “Детгиза”, когда многие детские писатели были репрессированы и пропали в ГУЛАГЕ, когда наступила так называемая оттепель, Самуил Яковлевич узнал, что и на него в НКВД уже лежала кипа доносов. Чудом ему удалось избежать жерновов адской политической машины. Он всегда говорил, что его спасла детская литература.

Полвека в поэзии


После войны Маршак переехал в Москву, где продолжил заниматься переводами и всерьез увлекся “лирикой для взрослых”. Здесь же он начал писать автобиографическую книгу и ряд статей о творческом мастерстве. Постепенно неумолимое время забрало у поэта родных и близких людей, и рядом осталась только преданная старенькая экономка, которую он шутливо называл то “трагедией Шекспира”, то “Гитлером в юбке”. Она же прятала от него сигареты и величала “старым дурнем”. Болезнь и одиночество только придавали сил Маршаку, - он работал день и ночь. Даже в последний день жизни Самуил Яковлевич торопился дописать пьесу, последнюю за свои полвека в поэзии…

БОНУС


Глубокий след в русской поэзии оставил и . Он все делал наперекосяк, и жил, и писал - с вывертами и не по правилам.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК

130 лет со дня рождения (1887-1964)

Форма работы: урок внеклассного чтения в начальной школе «Читаем Маршака».

Цель работы: познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака и его значением для отечественной детской литературы.

Оборудование: выставка книг С.Я. Маршака, портрет писателя, мультимедийное оборудование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слово учителя с использованием презентации. С.Я. Маршак был человеком многогранного таланта. Замечательный детский поэт, блестящий переводчик, талантливый редактор, возглавлявший Детгиз – детское государственное издательство в Ленинграде. Благодаря организаторской деятельности Маршака оно стало лучшим в стране издательством детской литературы. Редакция Детгиза размещалась на Невском проспекте, 28, в помещении бывшей компании Зингер (сейчас в этом доме большой книжный магазин). Дом под стеклянным куполом в 1930-е годы стал центром советской детской книги. В редакции Детгиза собирались те, кого мы сейчас называем классиками детской литературы (К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки,
Л. Пантелеев, Е. Шварц, Д. Хармс и другие).

Многих из них привел в детскую литературу именно Маршак. Он обладал даром находить тех авторов, в которых живет талант детского писателя. Таким талантом обладал и сам Маршак. Он работал во многих литературных жанрах и писал для детей самого разного возраста.

Малыши начинают знакомство с Маршаком с цикла «Детки в клетке» и «Сказки о глупом мышонке», а также с переводов английских народных песенок. Дошкольникам постарше читают азбуки Маршака («Про все на свете»), энциклопедии в стихах («Разноцветная книга», «Круглый год»), стихотворные истории «Усатый-полосатый» и «Рассеянный с улицы Бассейной». Младшим школьникам нравятся стихотворения «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Праздник леса», «Кот и лодыри», «Друзья-товарищи». Старшие школьники открывают для себя лирику Маршака и переводы сонетов Шекспира. В современных постановках детских театров продолжают жить пьесы Маршака «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев».

Конкурс на знание произведений С.Я. Маршака. Начать со стихотворений, которые известны младшим школьникам с раннего детства. Учащиеся должны узнать, из каких стихотворений взяты следующие отрывки. Попросить учеников вспомнить эти стихи и прочитать по памяти.

1.Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит:

Разбойники! Воры! Уроды!

Собака – не той породы!

2.Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

3.Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

4. Эй, не стойте слишком близко!

Я тигренок, а не киска!

5. Стала петь мышонку щука,

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет.

6. Я учиться не хочу –

Сам любого научу.

Я – известный мастер

По столярной части!

7. Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено.

8. По проволоке дама

Идет, как телеграмма.

Ответ: 1. «Багаж» 2. «Круглый год» 3. «Рассеянный с улицы Бассейной» 4. «Детки в клетке»
5. «Сказка о глупом мышонке» 6. «Мастер-ломастер» 7. «Про все на свете» 8. «Цирк».

Следующее задание предполагает умение младших школьников различать литературные жанры. Творчество С.Я. Маршака, посвященное детям, очень разнообразно. Распределить произведения Маршака по следующим жанрам:

  1. пьесы; 2) азбуки в стихах; 3) переводы английских народных песенок; 4) циклы стихов;
    5) истории в стихах; 6) стихотворные сказки.
  1. «Пожар». 2. «Круглый год». 3. «Разноцветная книга». 4. «Дом, который построил Джек».
    5. «Про все на свете». 6. «Детки в клетке». 7. «Рассказ о неизвестном герое».
    8. «Двенадцать месяцев». 9. «Почта». 10. «Тихая сказка». 11. «Кошкин дом». 12. «Ключ от королевства».

Ответ: 1) 8, 11. 2) 5. 3) 4, 12. 4) 2, 3, 6. 5) 1, 7, 9. 6) 10.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

http://s-marshak.ru/index.htm - Специальный сайт, посвященный жизни и творчеству
С.Я. Маршака.