МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В. В. БОЙКО

суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними.

вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений,

обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.

Вопросы:

1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.

8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.

9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

12. Добро должно быть с кулаками.

13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но, по сути, они иные.

16. Я очень доверчивый человек.

17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.

18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.

21. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

22. Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.

23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.

25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

Ниже приводятся суждения,

воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по

отношению лично к вам: 0 баллов - совсем неверно, 1 - верно в некоторой

степени, 2 - верно в значительной степени, 3 - верно в высшей степени.

1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

3. Шумные детские игры переношу с трудом.

4. Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно.

5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.

2. Меня раздражают любители поговорить.

3. Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.

4. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.

5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.

1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

2. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.

3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.

4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным

1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен.

3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.

4. Мне неприятны самоуверенные люди.

5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

1. Я имею привычку поучать окружающих.

2. Невоспитанные люди возмущают меня.

3. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.

4. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.

5. Я люблю командовать близкими.

1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах.

2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.

3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.

4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.

5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

2. Меня часто упрекают в ворчливости.

3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю.

4. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.

5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь.

1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

2. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

5. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам.

2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.

4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.

5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что

Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или "нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений, обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни: 1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй 2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться). 3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы. 4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви. 5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость. 6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание. 7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим 8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит. 9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было. 10. В моей жизни часто встречались циничные люди. 11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью. 12. Добро должно быть с кулаками. 13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем. 14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных. 15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные. 16. Я очень доверчивый человек. 17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей. 18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией. 19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим. 20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество 21 Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги. 22 Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов. 23. Люди, как правило, безынициативны в работе 24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому. 25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов. ПРИЗНАКИ НЕГАТИВНОЙ УСТАНОВКИ 1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. В замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Разумеется, найдется не так уж много добровольцев, которые сами признались бы в них. Большинство из нас верит в свою доброжелательность, отзывчивость и прочие социально одобряемые качества, игнорируя или сглаживая в самооценках то, что противоречит желаемому Я. Тем не менее жизнь показывает и другое. Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жесткости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант): 1 - да (3), б-да (3), 11 - да (7), 16 - нет (3), 21 - нет (4). Максимально можно набрать 20 баллов. Сколько получилось у вас? Чем больше заработанных очков, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям. Поразмышляйте над ответами, совпавшими с ключом; возможно, вам захочется пересмотреть свои позиции. Например, вы утверждаете, что ваш принцип в отношении к людям: доверяй, но проверяй. Согласитесь, что в такой косвенной форме проявляется склонность к подозрительности, ибо если вы доверяете кому- либо, значит вам не зачем подвергать его слежке. Или вы делаете добро людям, а потом жалеете об этом, потому что не получили ответной благодарности. Разве истинная доброта осуществляется в корыстных целях и требует оценки со стороны того, кому она адресована? Доброта безусловна, она творится повелению души, а если кто-то неблагодарен, так это его нравственный изъян. Возможно, вы отметили, что не всегда останавливаетесь, чтобы дать прохожему жетон для телефона-автомата в обмен на деньги. О чем это свидетельствует? О том, что мелкие проблемы других вас не интересуют, что вам не хочется замечать их. И, пожалуйста, не ищите себе оправдания: а если я спешу, если нет жетона и прочее. Ведь вы понимаете, что в заданном вопросе подразумевается общая ситуация, принцип отношений к ближнему, а не конкретный случай. 2. Открытая жестокость в отношениях к людям. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жесткости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 - да (9), 7 - да (8), 12 - да (10), 17 - да (10), 22 - да (8). Сколько у вас баллов из 45 возможных? На какие именно вопросы вы отвечали утвердительно? Вдумайтесь в их содержание и постарайтесь пересмотреть свои убеждения. Например, вы считаете, что изначально лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем думать хорошо. Такое умонастроение заранее отрицательно настраивает вас практически на любого партнера. Он вам еще плохо известен, возможно, он прекрасный человек, но вы уже подстраховали себя на случай разочарования - вы насторожены, вами управляет негативный опыт. Как говорится, обожглись на молоке, а дуете на воду. Подобные ожидания не могут способствовать укреплению контактов. Трудно согласиться и с теми кто уверен в том, что надо больше бояться людей, а не зверей. К чему может привести такой нравственный настрой? Иной человек его активно отстаивает или говорит: "Я же не показываю свое убеждение в общении с кем-либо". Но позволим себе возразить в ответ: если сформировалась определенная установка, то даже в скрытом виде она предопределяет отношение личности к людям. Энергетика отрицательных установок достигает партнеров. Наши наблюдения полностью подтверждают такую закономерность: когда опрашиваемые упорно защищают тезис о том, что люди страшнее зверей, то как правило, у них проблемы в общении с близкими и коллегами, они недоброжелательны, озлоблены, порой даже агрессивны, хотя часто не находят в себе этих качеств. 3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы наивно. Оттого доля негативизма в установке к людям неизбежна - нельзя же воспринимать действительность сквозь розовые очки. Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 - да (1), 8 - да (1), 13 - нет (1), 18 - да (1), 23 - да (1). Максимальное число баллов - 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жесткость - завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают. Послушать таких, получается, что хороши в массе своей наши чиновники, никто не крадет по месту службы, не за горами счастливое будущее у общества, в котором мы живем. По нашим наблюдениям, такие взгляды демонстрируют весьма сложные особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему поведению. Во всяком случае, они лакируют действительность, очевидно, желая показать свое лояльное отношение к ней. Обычно такие люди являются источником повышенной отрицательной энергии.
4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника 4 - да (2), 9 - да (2), 14 - да (2), 19 - да (2), 24 - да (2). Максимальное количество баллов - 10. А как обстоит с брюзжанием у вас? Помните даже эпизодические приступы брюзжания несут в себе отрицательную энергию и вызывают дискомфорт у партнеров. 5. Негативный личный опыт общения с окружающими. Данный компонент установки показывает, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы. 5 - да (5), 10 - да (5), 15 - да (5), 20 - да (4), 25 - да (1). Сколько баллов набрали вы из 20 максимально возможных? Негативный опыт общения играет роль конденсатора, который удерживает постоянное высокое напряжение отрицательной энергии эмоций. Порой достаточно небольшого провоцирующего обстоятельства, чтобы такой опыт воспроизвелся в сознании и поведении личности и отразился на отношениях с людьми. Партнеры могут не знать и не догадываться о том, что в свое время пережила личность, но они непременно подвергнутся негативному энергетическому воздействию и испытают дискомфорт. Подведем итоги: Негативная коммуникативная установка Показатели максимум баллов вами полученные баллы процент от максимума баллов Завуалированная жестокость 20 Открытая жестокость 45 Обоснованный негативизм 5 Брюзжание 10 Негативный опыт общения 20 Всего 100 Какой суммарный балл получен вами, если учесть все показатели негативной коммуникативной установки? Для сравнения приведем данные обследованных нами групп (N - число опрошенных). Коммуникативная установка - % к максимуму баллов компонента Компоненты установки Медсестры N=107 Вврачи N=58 Воспитатели N==37 Завуалированная жестокость 52,9 35,0 38,9 Открытая жестокость 33,6 19,0 23,1 Обоснованный негативизм 59,0 44,4 56,2 Брюзжание 32,2 15,6 20,5 Негативный опыт общения 34,8 24,0 19,5 В среднем 42,0 27,4 31,6 Если вы получили балл выше общего среднего - 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров. Быть может, у вас получается усыплять сознание участников совместной деятельности, но на подсознательном уровне они обязательно почувствуют дискомфорт. Именно в таких случаях о человеке говорят "чем-то он настораживает", "у него кирпич за пазухой", "мягко стелет, да жестко спать". Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера. Проблемы появятся даже в том случае, если вы стараетесь тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например, на работе. Дело в том, что когда вы заставляете себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, однако, расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой, рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами работы - в семье, в общении с приятелями или в общественных местах, что тоже малоприятно.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо профессии, социального круга). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал.

0 – «совсем неверно»,

1 – «верно в некоторой степени»,

2 – «верно в значительной степени»,

3 – «верно в высшей степени».

Воспользуйтесь бланком методики (таблица 22).

Таблица 22.

Бланк методики .

№№ Утверждения Баллы
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
Шумные детские игры я переношу с трудом
Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
Меня раздражают любители поговорить
Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе
Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)
Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу
Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
Мне неприятны самоуверенные люди
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте
Я имею привычку поучать окружающих
Невоспитанные люди возмущают меня
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
Я люблю командовать близкими
Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка
Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
Меня часто упрекают в ворчливости
Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку
Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь
Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)
Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей
Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам
42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
43. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе
44. Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми
Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

Обработка и интерпретация результатов. По каждой из 9 шкал подсчитывается общая сумма баллов.

Шкала1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека включает утверждения с 1 по 5 включительно.

Шкала 2.Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей утверждения с 6 по 10включительно.

Шкала 4.Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров – утверждения с 16 по 20 включительно.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров – утверждения с 21 по 25 включительно.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным » - утверждения с 26 по 30 включительно.

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности – утверждения с 31 по 35 включительно.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми утверждения с 36 по 40 включительно.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других – утверждения с 41 по 45 включительно.

Максимальное число баллов по каждой шкале составляет 15 баллов. Далее подчитывается общая сумма, набранная по всем шкалам. Максимальное число баллов по ней составляет 135 баллов. Чем выше общая сумма набранных респондентом баллов, тем выше степень нетерпимости к окружающим. Анализ данных по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности человека

Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

Второй вариант потребности в достижениях тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

Одна из базовых человеческих потребностей в привязанности , особым образом может проявляться в отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность в эмоциональной привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени "слиянии" с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.

3) Личностные особенности родителей. Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно, для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.

Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной силой. Однако описанный случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет «военные действия» на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает ребенка таким, какой он есть, пытаясь его постоянно «улучшать»).

Негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость "подстраиваться" под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние методы в обращении с ними уже не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей напряжение, раздражение от необходимости перемен.

4) Отношения со вторым родителем ребенка . Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что «перевоспитывая» ребенка, «борясь» с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом(гой), но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).

5) Обстоятельства рождения ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как «болезненного», «хрупкого» или «беззащитного», то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

Конечно, перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.

Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что юность – это пора становления личности. От успешного прохождения этого периода зависит дальнейшее самоопределение личности и ее будущая жизнь. Социально-психологические установки, появившиеся в этом возрасте, скорее всего, будут влиять на построение жизненных планов и на жизненные позиции в будущем. На формирование личности влияет прежде всего среда обитания. Больше всего времени ребенок проводит в семье. В семье закладываются основные черты личности, ее отношения к жизни в целом.

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников

(16-17 лет)

§ 1. Цель, задачи и методы исследования

Цель работы: Исследование социально-психологических установок старшеклассников.

Задачи исследования:

    Изучение коммуникативных установок личности

    Исследование уровня коммуникативной толерантности

    Исследование негативных установок

    Изучение личности старшеклассников

    Изучение мотивационно-потребностной сферы старшеклассников и их родителей

    Изучение родительских установок

Гипотеза исследования

В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение, что негативные установки старшеклассников зависят прямо пропорционально от их личностных особенностей, от родительских установок на воспитание и от коммуникативных установок в родительских семьях.

В работе мы использовали следующие методы:

    метод анализа литературы по теме исследования;

    методы психодиагностики (анкетирование, тестирование, структурированное интервью на исследование образов жизни)

    методы математико-статистического анализа полученных данных:

t-критерий Стьюдента и метод ранговой корреляции Спирмена.

В качестве психодиагностических методик использовали:

Методика «Диагностика коммуникативной установки» В.В.Бойко;

Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потёмкина;

Методика PARI (адаптирована Т.В.Нещерт);

Подростковый вариант теста Кэтелла (12-18 лет)

Выборку испытуемых составили 54 старшеклассника, 10-х и 11-х классов МОУ «СОШ №73»г. Саратова и их родители – 54 человека.

На первом этапе исследования мы провели обследование старшеклассников методикой «Диагностика коммуникативной установки В.В.Бойко». По результатам обследования испытуемые старшеклассники были разделены на две группы. В первую группу вошли юноши и девушки, с наличием выраженной негативной коммуникативной установкой (общий балл был ≥ 33), во вторую-с отсутствием таковой (общий балл

§ 2 Описание методик

В работе использовались следующие методы и методики:

    Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко

Методика В.В.Бойко состоит из 2-х частей. В первой части, отвечая на вопросы, мы выясняем признаки негативной установки:

    Завуалированная жестокость в отношениях к людям

    Открытая жестокость в отношениях к людям

    Обоснованный негативизм в суждениях о людях

    Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

    Негативный личный опыт общения с окружающими.

Если количество баллов выше общего среднего - 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки.

Во второй, части теста выясняется коммуникативная толерантность.