Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, которая характеризуется проблемами с вниманием, памятью и мышлением. Как правило, такой диагноз ставится детям в 2-3 года. ЗПР часто сопровождается речевыми патологиями. Поэтому коррекционная программа предполагает комплексный подход. Своевременное обращение к специалисту позволит ребёнку развиваться в соответствии со своим возрастом.

Цены на услуги логопеда при ЗПР

Виды занятий Стоимость 1 занятия / сеанса Длительность 1 занятия / сеанса Рекомендуем занятий/сеансов
Диагностическая консультация логопеда 1000 руб. 30 мин. 1 занятие
Индивидуальное логопедическое занятие 800/1000 руб. 45 мин. 10-15 сеансов
Групповое логопедическое занятие 600 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Логомассаж классический 800/1000 руб. 45 мин. индивидуально
Логомассаж сенсорный 800/1 000 руб. 15 мин. от 2 раз в неделю
Групповое занятие логоритмикой 600/800 руб. 45/60 мин 1 раз в неделю
Индивидуальное дефектологическое занятие 1000 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Направление к неврологу бесплатно один раз в месяц
Остеопат индивидуальные сеансы 3000 руб. 40 мин. 3 сеанса
Сеанс биоакустической коррекции 1500 руб. 20 мин. 5 курсов по 10-15 сеансов
Индивидуальное занятие ментальной арифметики 800 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное нейропсихологическое занятие 1000 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное нейрологопедическое занятие 1500 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Групповое нейропсихологическое занятие 800 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю

Центр «Доброе Слово» проводит групповые и индивидуальные логопедические занятия для детей с ЗПР. Наши специалисты обладают большим опытом, высокой квалификацией и внимательно относятся к каждому ребёнку. Коррекционная программа разрабатывается в каждом случае индивидуально. Она учитывает возраст, характерные особенности и текущие навыки ребёнка. Также принимаются во внимание пожелания родителей.

Признаки нарушений речи при ЗПР

При задержке психического развития без помощи логопеда, как правило, не обойтись. Обычно у ребёнка наблюдаются следующие признаки:

  • задержка речевого развития. Малыш медленно осваивает речь. Это может проявляться в виде скудного словарного запаса, сложностях при построении фраз и т. д.;
  • проблемы с запоминанием. Ребёнок с ЗПР плохо запоминает информацию на слух, а также не может её воспроизвести. Даже простое четверостишье может превратиться в настоящее испытание;
  • сложности с обработкой речевой информации. Малышу сложно сделать какие-либо выводы из услышанного. Особенно, если ему не помогают родители или учитель.

Своевременное вмешательство логопеда позволит избежать укоренения речевой патологии.

Логопедические занятия для детей с ЗПР

Центр «Доброе Слово» проводит комплексную коррекцию проблем, связанных с задержкой психического развития. В терапии принимает участие психолог, нейропсихолог, невролог и логопед. В большинстве случаев, если патология выражена не грубо, при комплексном подходе можно рассчитывать на хороший результат. Ребёнок, прошедший коррекционный курс, сможет нормально развиваться, учиться в школе и социализироваться.

Начинать работать с логопедом лучше в раннем возрасте – до 5 лет. При этом важна регулярность и систематичность. Посещать специалиста следует 2-3 раза в неделю. Также логопед может назначить логопедический массаж. Он позволит стимулировать мышцы ротового аппарата, что позволит ребёнку быстрее осваивать различные звуки.

В ходе логопедических занятий ребёнок:

  • научится правильной артикуляции;
  • поставит дыхание;
  • увеличит словарный запас;
  • разовьёт связную речь;
  • улучшит память и внимательность;
  • разовьёт мелкую моторику, фонематический слух;
  • скорректируют звукопроизношение и т. д.

Если вы столклись с диагнозом ЗПР, то не отчаивайтесь. Наши специалисты окажут вашему ребёнку профессиональную помощь, и он сможет развиваться наравне со своими сверстниками.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проектирования логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации, рассматриваются формы логопедической работы, требования ФГОС ДОО к организации логопедических занятий с такими детьми, а также требования и структура к данным занятиям.

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с задержкой психического развития является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы логопедов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольной образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация комбинированного вида обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития детей – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению .

Воспитание и oбучение детей с (ЗПР), как и нормально раз­вивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регуляр­ных занятий. Учитель-логoпед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукoвого анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического стрoя речи, связной речи.

Несмотря на то, что проектирование и осуществление работы учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации комбинированного вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с нарушениями развития, однако, существуют общие организационные и содержательные аспекты.

Логопедическая работа с детьми с (ЗПР) осуществляется в форме индивидуальных (2-3 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий. Длительность индивидуальных занятия от 10 до 20 минут, подгрупповых занятий от 20 до 25 минут, согласно нормам СанПиН. Для подгрупповых (в микрогруппах) занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2–3 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю, 25-30 минут для детей от 6 до 7 лет, 15–25 минут для детей от 5 до 6 лет.

Коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для создания комфортного психоэмоционального режима коррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием арт-педагогических технологий .

При проектировании коррекционных занятий с детьми с (ЗПР) логопед должен учитывать важные особенности современного дошкольного образования, содержащиеся в ФГОС ДОО, отличающиеся от традиционного обучения. Образовательные программы дошкольного разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в
том числе возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Основные требования к разработке в ДОО логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития, имеющими речевые нарушения:

  • занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;
  • занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных средств обучения;
  • занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;
  • на занятиях происходит тренировка правильной речи;
  • занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;
  • на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого логопеда, успешно занимающихся детей; магнитофонные и аудио записи и др.;
  • занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания .

Структура логопедического занятия в ДОО с детьми с ЗПР

Проектирование логопедического занятия в ДОО с детьми с задержкой психического развития исходит из его структуры :

1. Организационный момент . Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых), настраиваются на игру, а не успокаиваются.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребенка.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, а до или после него, для смены видов деятельности;
– развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, шариков, прищепок, кубиков и т. д.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Предоставить детям возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку, и оценку своих действий, не отождествляя, например, одно неудачное предположение с собственной оценкой в целом.

5. Развитие артикуляционной моторики. Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребенок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.

7. Объявление темы. Тему объявляет не логопед, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового.

8. Развитие фонематического слуха. Ход занятия сопровождается значительной речевой практикой воспитанников, что предполагает общение с логопедами и детьми на равных.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов. Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не представляя зрительного образа.

10. Итог занятия. Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.

11. Оценка работы детей на занятии. Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания .

Е. С. Теплякова отмечает, что при проектировании коррекционно-логопедического занятия, имеющего индивидуально-ориентированный характер, целесообразно предусмотреть следующее:

  • решение первичной задачи логопеда;
  • создание проблемной ситуации;
  • возникновение у ребенка состояния «хочу решить проблему»;
  • совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, появление дополнительной мотивации у ребенка;
  • активизацию субъектного опыта, его использование в процессе занятия (переход ребенка из позиции объекта в позицию субъекта, поощрение инициативы ребенка, поддержка его ответов на занятии);
  • управление самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, посоветоваться с родителями, со старшими братьями и сестрами);
  • совместное подведение итогов .

Таким образом, проектирование логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в ДОУ осуществляется с учетом требований ФГОС ДОО, индивидуальных особенностей речевого недоразвития каждого ребенка, с четким представлением о целях (задачах), которые могут достигаться на нем, с помощью самой разнообразной его организации, а также виды и типы этой организации.

Литература:

  1. Костюк, А. В. Проектирование рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: метод. рекомендации / А. В. Костюк. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 88 с.
  2. Лысова, Т. С. Модель коррекционно-развивающего сопровождения дошкольника с задержкой психического развития / Т. С. Лысова // Преемственность в образовании. – 2013. – № 5 (11). – С. 62–65.
  3. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / под общ. редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014. – 112 с.
  4. Теплякова, Е. С. Индивидуализация обучения детей на коррекционно-логопедических занятиях / Е. С. Теплякова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 43–48.

Воронина Т.В.,
учитель-логопед

Оборудование: настольный театр «Заюшкина избушка»; зонд для массажа; салфетка; игрушки из киндер-сюрпризов: заяц, лиса, волк, медведь, собачка, петушок; картинки для арт. гимнастики: «качели», «часики»; 3 пиктограммы: радость, испуг, огорчение; маленькие иллюстрации к сказке; изображение зайчика; пальчиковые краски.

1. Организационный момент

Логопед подводит ребенка к столу, на котором стоят 2 избушки и деревья (настольный театр)

2. Развитие лексики, активизация словаря

Логопед рассказывает сказку «Заюшкина избушка», обращая внимание ребёнка на появление персонажей.

3. Сенсорное развитие

Знакомство с персонажами сказки: зайцем, лисой, собачкой, волком, медведем, петушком (из театра и картинки)

4. Развитие артикуляционной моторики

Зайчик каждое утро делал гимнастику для язычка:

Выполнение артикуляционных упражнений: «Качели», «Часики».

5. Массаж языка

Лиса хитрая была, чтобы зайчик пустил её к себе в дом, она сделала ему массаж язычка. Лапки у неё нежные, мягкие. Делает лиса массаж, да ласково приговаривает: «Поглажу сначала спинку сверху – вниз, затем поглажу в стороны. Нежно лапками похлопаю сверху – вниз, затем - в стороны. Кулачками постучу: «Тук – тук – тук!» Ладошками по кругу поглажу! Бока разомну! Разогрелась спинка, поглажу её снова лапками!»

6. Развитие мелкой моторики

Показываем зайку пальчиками

7. Развитие общей моторики, координация речи и движения

Упражнение «Зайчик шевелит ушами»

Прогнала лиса зайца из дома – холодно ему на улице.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит: вот так! (Ребёнок сидит, ладони приставлены к голове. Ритмично шевелит ладонями).

Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть:

вот так! (Ритмично трёт ладони друг о друга).

Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать:

Вот так! Вот так! (Стоит «столбиком», кисти согнуты перед грудью. Прыгает на месте).

8. Фонопедические упражнения

Логопед предлагает ребёнку изобразить каждого персонажа, стимулируя звукоподражание голосам животных:

«Зайчик улыбается: «Ф – ф – ф, ф – ф – ф …»

Лиса ласково песенку поёт: «Ля – ля – ля …»

Собачка лает: «Гав – гав – гав …»

Волк скалит зубы и рычит: «Р – р – р …»

Медведь ревёт: «Уо – Уо – Уо …»

Петушок громко кричит: «Ку – ка – ре – ку!»

9. Работа над развитием эмоций

Перед ребёнком лежат 3 пиктограммы: радость, испуг, огорчение.

Показать, как расстроился зайчик, когда лиса его прогнала из дома. Показать, как испугалась лиса, когда увидела петушка.

10. Развитие памяти

Логопед предлагает ребёнку вспомнить и показать, кто первым пришел на помощь зайке и т. д.

11. Развитие зрительно – моторной координации и графических навыков

Ребёнок раскрашивает изображение зайчика пальчиками.

Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического индивидуального занятия с ребёнком 4 лет с ЗПР «Заюшкина избушка»

Оборудование: настольный театр «Заюшкина избушка»; зонд для массажа; салфетка; игрушки из киндер-сюрпризов: заяц, лиса, волк, медведь, собачка, петушок; картинки для арт. гимнастики: «качели», «часики»; 3 пиктограммы: радость, испуг, огорчение; маленькие иллюстрации к сказке; изображение зайчика; пальчиковые краски.

1. Организационный момент

Логопед подводит ребенка к столу, на котором стоят 2 избушки и деревья (настольный театр)

2. Развитие лексики, активизация словаря

Логопед рассказывает сказку «Заюшкина избушка», обращая внимание ребёнка на появление персонажей.

3. Сенсорное развитие

Знакомство с персонажами сказки: зайцем, лисой, собачкой, волком, медведем, петушком (из театра и картинки)

4. Развитие артикуляционной моторики

Зайчик каждое утро делал гимнастику для язычка:

Выполнение артикуляционных упражнений: «Качели», «Часики».

5. Массаж языка

Лиса хитрая была, чтобы зайчик пустил её к себе в дом, она сделала ему массаж язычка. Лапки у неё нежные, мягкие. Делает лиса массаж, да ласково приговаривает: «Поглажу сначала спинку сверху – вниз, затем поглажу в стороны. Нежно лапками похлопаю сверху – вниз, затем - в стороны. Кулачками постучу: «Тук – тук – тук!» Ладошками по кругу поглажу! Бока разомну! Разогрелась спинка, поглажу её снова лапками!»

6. Развитие мелкой моторики

Показываем зайку пальчиками

7. Развитие общей моторики, координация речи и движения

Упражнение «Зайчик шевелит ушами»

Прогнала лиса зайца из дома – холодно ему на улице.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит: вот так! (Ребёнок сидит, ладони приставлены к голове. Ритмично шевелит ладонями).

Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть:

вот так! (Ритмично трёт ладони друг о друга).

Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать:

Вот так! Вот так! (Стоит «столбиком», кисти согнуты перед грудью. Прыгает на месте).

8. Фонопедические упражнения

Логопед предлагает ребёнку изобразить каждого персонажа, стимулируя звукоподражание голосам животных:

«Зайчик улыбается: «Ф – ф – ф, ф – ф – ф …»

Лиса ласково песенку поёт: «Ля – ля – ля …»

Собачка лает: «Гав – гав – гав …»

Волк скалит зубы и рычит: «Р – р – р …»

Медведь ревёт: «Уо – Уо – Уо …»

Петушок громко кричит: «Ку – ка – ре – ку!»

9. Работа над развитием эмоций

Перед ребёнком лежат 3 пиктограммы: радость, испуг, огорчение.

Показать, как расстроился зайчик, когда лиса его прогнала из дома. Показать, как испугалась лиса, когда увидела петушка.

10. Развитие памяти

Логопед предлагает ребёнку вспомнить и показать, кто первым пришел на помощь зайке и т. д.

11. Развитие зрительно – моторной координации и графических навыков

Ребёнок раскрашивает изображение зайчика пальчиками.

12. Итог

Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!


Разделы: Начальная школа

При организации коррекционных логопедических занятий с детьми, страдающими ЗПР, необходимо всегда исходить из возможностей ребенка - задание должно быть доступным для ученика, всегда необходимо добиваться того, чтобы задания были в меру трудны и, выполняя их, ученик испытал радость, как от преодоления сложности, так и от своего успеха. Отношение педагога во время занятия должно быть предельно доброжелательным, важно отмечать каждое, даже небольшое достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную педагогом ошибку, свое неумение на оценку своих способностей в целом, а научился совместно с педагогом анализировать, понимать, в чем у него трудности и что может в дальнейшем помочь достичь хороших результатов. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходима дополнительная стимуляция.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на занятии, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. Хорошо зарекомендовала себя система поощрения за каждый правильный ответ "жетонами" - фишками, наклейками, звездочками, картинками и т.п.

Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста, страдающими ЗПР, должна учитывать их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

  • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
  • Формирование пространственных представлений;
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений тонкой и артикуляционной моторики;
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
  • Обогащение словаря;
  • Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

Оборудование: карточки с текстом, кроссворды, предметные картинки, магнитофон, лист ватмана, краски, меловой рисунок.

  • Коррекционно-образовательные:
  • Формирование навыков умственной деятельности на основе текста.
  • Активизация словаря.
  • Закрепление навыков чтения
  • Закрепление умения отвечать на вопросы, развитие диалогической речи
  • Коррекционно-развивающие:
  • Совершенствовать фонематических процессов;
  • Учить произвольно изменять силу голоса, интонацию; отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие творческих способностей.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • Вызвать эмоциональный настрой на сказку.
  • Воспитание чувства эмпатии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
С интересной новой сказкой
Познакомлю вас сейчас

- Я рада встрече с вами, ребята! Сейчас предлагаю вам погрузиться в ВОЛШЕБСТВО ПРИРОДЫ. Закройте глаза и представьте прошедшее лето. Вы стоите на лесной полянке, кругом цветут цветы, шумят деревья. Они шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут деревья и цветы.

(дети закрывают глаза, звучит музыка)

А теперь откройте глаза и скажите, что вы услышали?

(Психологический настрой. Дети называют свои имена.)

Сообщение темы занятия.

Представьте, что мы идем с вами по лесной тропинке.

1. И вдруг, перед нами паутина, которую сплел лесной паучок и чтобы ее обойти, надо разгадать его загадку

2. Вот вы и отгадали, что предложил нам паучок.

Основная часть.

1. Послушайте удивительную сказку о необычном цветке и постарайтесь запомнить слова со звуками [с, з, ц].

На лесной полянке вырос необычный цветочек. Листья, стебель, лепестки цветочка были синего цвета.

Мои лепесточки белого цвета, а серединка - желтого, - хвасталась Ромашка.

А я могу быть и розовой, и красной, и белой. Я прекрасна, - высокомерно вступила в разговор Роза.

Василек радовался цвету своих цветов. И только синий цветочек безмолвно прислушивался к разговору.

"Какой же я безобразный", - грустно думал цветочек. Когда все засыпали, он жалобно плакал: так ему было обидно за себя.

Я хочу быть разноцветным, простонал цветочек, вытирая слезы.

И вмиг перед ним волзникла волшебница из Царства разноцветья. Она, не задумываясь, окрасила синий цветочек в разные цвета. Его желание исполнилось: он стал разноцветным.

Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Таких цветов они нигде и никогда не видели. Цветик-разноцветик - так назвали цветы необычный цветочек. Цветы гордились своим соседством с ним.

2. Беседа по сказке.

Как называется сказка?

Назовите слова со звуком [с] и определите позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце, в 1-м, во 2-м, в 3-м слоге и т.д.)

Назовите слова со звуком [з] и определите позицию звука в слове.

Назовите слова со звуком [ц] и определите позицию звука..

3. Чтение сказки по цепочке.

4. Выборочное чтение.

Как выглядел синий цветочек?

(найти слова в тексте)

Чем хвасталась ромашка?

Что говорила о себе роза?

Чему радовался василек?

О чем грустил синий цветочек?

Кто помог синему цветочку стать разноцветным?

Как назвали цветы новый цветок?

Физминутка.

А теперь сойдем с тропинки и отдохнем.

Упражнение "Горячие монетки"

Глубокий вдох: медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх.

Задержать дыхание: во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (почувствовать ощущение "горячей монетки" в центре ладони)

Медленный выдох: выдыхая, рисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники)

Работа по карточкам.

Возьмите синий карандаш и закрасьте слова, в которых есть звук [с]. Определите место звука в слове. Дайте характеристику звука. (согласный, глухой, твердый)

Возьмите желтый карандаш, закрасьте слова, в которых есть звук [з] в начале, в середине, в конце). Дайте характеристику звука (согласный, звонкий, твердый ).

Возьмите красный карандаш и закрасьте слова, в которых есть звук [ц] . Определите место звука в слове (в начале, в середине, в конце ). Дайте характеристику звука (согласный, глухой, твердый ).

Чем похожи звуки [с, з, ц]? (Тем, что они согласные, твердые)

А какие есть различия в характеристике звуков, чем они отличаются? (Звук [с] - глухой, а звук [з] - звонкий.)

А звук [ц]? (Он по характеристике сходен со звуком [с]).

5. Работа над интонацией.

Повтори слова синего цветочка как можно более грустно.

"Я хочу быть разноцветным", - простонал цветочек, вытирая слезы.

6. Рисование.

Нарисуйте синий цветочек и цветик-разноцветик.

Расскажите, что между ними общего, а чем они отличаются?

Ребята, а сейчас представьте, что вы синий цветочек и произнесите фразу: "Я люблю солнышко. Когда оно светит, мне тепло и уютно".

А теперь представьте, что каждый из вас - цветик-разноцветик и произнесите эту же фразу. Есть различие в интонации?

Физминутка .

Самомассаж рук

Греем руки

Надо руки нам погреть,
Посильнее растереть.

"Добываем огонь"

Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим
И огонь себе добудем.

"Пила" (мальчики)

Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.

"Надеваем браслеты" (девочки)

Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.

Глазами нарисовать цветок с четырьмя лепестками (3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой стрелки)

Работа в тетрадях:

Какое сегодня число? Месяц?

Запишите.

Задание: выписать слова в 3 столбика.

Лесной розовый цветов

Вырос роза цветочек

Лепестки безобразный волшебница

Хвасталась царства

Работа с кроссвордом.

Игра "Кто вперед?"

1. Какой по цвету Цветик-разноцветик? (разноцветный)

2. Название цветка, которого можно назвать ласково. (Василек)

3. Как называется ножка любого цветка? (Стебель)

4. Что у любого цветка зеленого цвета? (Листья)

5. Как называется царица цветов? (Роза)

6. Когда цветок вянет, что падает на землю. Назовите ласково. (Лепесточки).

7. Название царства, в котором жила волшебница. (Разноцветье)

8. Новое имя синего цветка. (Разноцветик)

9. Что получилось по вертикали? (Цветочек)

У детей карточки, а на доске большой кроссворд.

После того, как дети выполнят 1-е задание, оно заносится в кроссворд на доске и т.д. (кто вперед?).

КРОССВОРД:

Коллективная работа.

А сейчас мы с вами нарисуем коллективную картину по сказке "Цветик-разноцветик". Как вы думаете, какое настроение стало у цветов?

Радостное.

Значит мы будем рисовать радость.

Подведение итогов занятия.

Что вам запомнилось сегодня из нашего занятия?

Чему научились?

Спасибо, ребята, вы сегодня меня порадовали хорошей работой и хорошим настроением. А теперь я хочу вам на прощанье подарить вот такие цветы.

(Логопед дарит детям рисунки или картинки цветов.)

Обучающие:

  • Обучение послоговому чтению;
  • Обучение умению проводить звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки;
  • Автоматизация звука «Ш»;
  • Закрепление правильного произношения свистящих звуков в стихотворной речи;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в чистоговорках;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в предложениях;
  • Закрепление правильного произношения звуков «Р» и «Р» в стихотворной речи.

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие умения отгадывать загадки;
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Развитие артикуляционной мускулатуры;
  • Развитие направленности выдоха;
  • Развитие познавательных процессов (памяти, внимания);
  • Развитие силы голоса, интонационной выразительности речи;
  • Развитие чувства ритма;
  • Активизация словаря по теме «Одежда», «Овощи», «Фрукты».

Воспитательные:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Воспитание доброжелательности.

Оборудование:

  • В.С. Володина «Альбом по развитию речи» стр. – 87, 94
  • О.А. Новиковская «Логопедическая азбука» стр. – 59
  • Звуковые домики;
  • Фишки желтого, синего, красного, зеленого цвета.
  • Иллюстрации с изображением фруктов, овощей, одежды;
  • Картинка с изображением воздушных шариков.


Ход занятия

1. Организационный момент.

Предложить ребенку послушать стихотворение и досказать слово:
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея, словно знак вопроса.
Гусь идет
Гулять в луга
И гогочет: … … … !

2. Дыхательная гимнастика.

Предложить ребенку подуть на снежинки сначала сильно, потом слабо.

3. Артикуляционная гимнастика.

Предложить ребенку сесть перед зеркалом, выполнить следующие упражнения:
-Заборчик
-Лопатка
-Иголочка
-Часики
-Чистим зубки
-Лошадка
-Грибок
-Маляр

4. Предложить ребенку посмотреть на картинку,

на которой нарисованы воздушные шарики; предложить надуть, сдуть шарики, произнося при этом звук Ш.

5. Развитие фонематического восприятия.

А) Предложить ребенку послушать звуки и хлопнуть 1 раз в ладоши, когда он услышит звукШ.
С-К-Т-Ш-В-Ф-Т-Л-Ш-К-С-Ш

Б) Предложить ребенку послушать слоги и поднять руку только тогда, когда он услышит слог со звуком Ш.
СУ-ШО-ХИ-ПУ-ША-ЛУ-КА-ШУ-ЛИ-РО-ШО

6. Фонематический анализ.

Послушай…Ш…А….что получится?(ША)
Предложить ребенку взять фишки синего и красного цвета; выложить из них получившийся слог.

7. Предложить ребенку отгадать загадку:

Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок)

8. Игра «Найди картинку».

Перед ребенком лежит карта с нарисованными картинками (по 4 на каждой карте). Предложить ребенку найти из 4-х картинок одну картинку со звуком Ш.

9. Игра «Овощи-фрукты».

Предложить ребенку разложить овощи и фрукты следующим образом: овощи со звуком Р на грядки, а фрукты со звуком Л на дерево.

10. Игра «Какой звук».

Предложить ребенку послушать слова и сказать, какой звук слышится в начале, конце слова.

Начало: Лиса, листья, лампа, лимон.
Конец: стол, Стул, мел, укол.

11. Предложить ребенку рассмотреть картинки и назвать слова со звуком Л.

12. Предложить ребенку рассказать стихотворение.

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

13. Игра «Одежда»

Предложить ребенку сложить в чемодан одежду со звуком Р.
Стр.- 87

14. Предложить ребенку рассмотреть картинку и назвать слова со звуком С.

15. Определение позиции звука С в слове.

Предложить ребенку взять «звуковые схемы»; фишки желтого цвета.
-«Сейчас мы с тобой будем расселять слова со звукам С в разные комнаты. Я буду называть слова, а ты будешь ставить желтую фишку в первое окошко, если звук С будет в начале слова; во второе – если звук С будет в середине слова; в третье – если звук С будет в конце слова.

Стол, колесо, стул, яблоко, лиса, укус.

16. Обучение послоговому чтению.

17. Подведение итогов.

Спросить:
-«Чем мы сегодня занимались?»
-«Какие звуки сегодня приходили к нам в гости?»
Завершить занятие эмоционально-положительной оценкой ребенка.