А. Н. Туполев – известный русский авиаконструктор, академик, трижды Герой Социалистического труда.

Ранние годы

Родился А. Н. Туполев в глухой провинции 29.10.1888 в с. Пустомазово Тверской губернии. Глава семьи был нотариусом, человеком небогатым, но его сын все же обучался в гимназии и проявлял большие способности к математике, физике и технике. В 1908 г. Туполев начал учиться в Императорском Московском техническом училище, где обнаружил серьезный интерес к аэродинамике. Это увлечение привело его в воздухоплавательный кружок, работа в котором давала дополнительные знания и навыки конструирования.

Участвуя в постройке планера, он мечтал о полете. И мечта осуществилась: именно на нем он впервые совершил первый самостоятельный полет (1910). В 1911 г. учеба прервалась: его арестовали и выслали из Москвы домой под надзор полиции за чтение и популяризацию нелегальной литературы и участие в студенческих волнениях. Перед ему разрешили возвратиться в училище. Учебу закончил в 1918 г. с отличными успехами.

Начало профессиональной деятельности

Еще в училище Андрей понял, что его призвание – самолетостроение. Он активно работал в первом российском авиационном расчетном бюро, занимался конструированием первых аэродинамических труб. Н. Е. Жуковский и А. Н. Туполев были организаторами и руководителями ЦАГИ (Центральный Аэрогидрономический институт), где окончательно определилась профессиональная направленность Туполева на всю жизнь.

С 1918 по 1936 год он целенаправленно занимался опытами по цельнометаллическому самолетостроению. В результате экспериментов и научных исследований он доказал, что для самолетостроения вместо непрочного дерева и тяжелого железа нужно использовать кольчугалюминий (так тогда называли дюраль – легкий и крепкий металл, выпускаемый Кольчугинским заводом во Владимирской области).

Арест

В октябре 1937 г. Туполева арестовали по статье о вредительстве и участию в контрреволюционной деятельности. Тогда была арестована большая группа ведущих специалистов по самолетостроению и директоров авиационных заводов. В конце мая 1940 г. был вынесен приговор: 15 лет исправительно-трудовых лагерей.

Обвинение было абсурдным: создание вредительской организации, которая занималась передачей чертежей самолетов иностранным разведкам. Главный маршал авиации А. Е. Голованов свидетельствовал, что в беседе с ним И. В. Сталин утверждал, что ценит инженерный талант Туполева и в его виновность не верит. Но следователь НКВД Габитов в основу обвинения положил факты, не имеющие к Туполеву и его делу никакого отношения. За него хлопотал нарком С. Орджоникидзе.

Учитывая отношения Сталина и Орджоникидзе, находящийся под следствием Андрей Николаевич продолжал работать, был назначен главным инженером и первым заместителем ГУ НКОП. В тот же год (1936) делегация под руководством Туполева и Харламова была направлена в США, чтобы закупить оборудование и лицензии для авиапромышленности.

В США

По пути в США делегация побывала во Франции, где была ознакомлена с продукцией местной авиапромышленности. Туполев, благодаря знанию французского языка, смог там договориться о закупках авиамоторов. В США работа с заказами происходила не так гладко. Дело в том, что советское правительство еще в 20-ых годах создало торговую фирму (АМТОРГ), через которую размещались заказы на нескольких американских заводах, поэтому и этот заказ авиаконструктор должен был разместить через эту фирму.

Но после встречи и переговоров с А. Н. Прокофьевым-Северским (американский конструктор из русских эмигрантов) Туполев нашел выгодным оформление заказов не через АМТОРГ, а по принципу экономического расчета, и сделал это на свое усмотрение. По этому поводу возник скандал с членом делегации комбригом П. И. Гроховским. С большим трудом его удалось погасить. В результате сделки делегация закупила лицензии на выпуск в СССР нескольких типов самолетов (Консолидейтер PBY, Валти – IA, истребитель 2PA фирмы Северского).

Эти самолеты потом выпускались в СССР в ограниченном количестве из-за сложности их производства или из-за несоответствия принятым нормам прочности. А еще при поддержке и инициативе В. М. Петлякова, авиаконструктора, бывшего тоже в составе делегации, удалось получить лицензию на самолет, выпускаемый фирмой Дуглас DC – 3.

Реабилитация

В годы заключения Андрей Николаевич работал в конструкторском бюро НКВД, закрытом учреждении, именуемом ЦКБ – 29, или «Туполевской шарагой». Летом 1941 г. он был досрочно освобожден и даже судимость была снята. А полная реабилитация произошла в апреле 1955 г.

Самолеты Туполева

Туполев внес неоценимый вклад в историю русского самолетостроения. В 1925 г. он создал один из лучших, по тем временам, самолетов в мире – цельнометаллический двухметровый бомбардировщик ТБ – 1, обладающий высокими летными показателями. В 1932 г. он выпустил усовершенствованную модель самолета ТБ – 3, на котором в 1937 г. русская экспедиция осуществила высадку на Северном полюсе.

В том же 1932 г. бригада П. О. Сухого, руководимая Туполевым, сконструировала АНТ – 25. В 1934 г. Он руководил созданием многомоторного самолета «Максим Горький», имеющего восемь двигателей, 100 кв. м. полезной площади и пассажировместимостью около 60 человек. Уже после войны КБ Туполева сконструировало и выпустило новый реактивный бомбардировщик ТУ – 16, развивающий скорость 1000 км/час, а также первый российский реактивный самолет гражданской авиации ТУ – 104.

В 1957 г. состоялся первый вылет разработанного Туполевым турбо-винтового межконтинентального пассажирского самолета ТУ – 114, а позже – самого элегантного самолета Туполева – ТУ – 144. Андрей Николаевич умер 23.12.1972 в Москве. Могила находится на Новодевичьем кладбище.

ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Андрей Николаевич Туполев — величайший советский авиаконструктор, отец российской авиации, генеральный конструктор СССР.

Туполевы ведут свой род из сибирского казачества. Андрей Николаевич был назван в честь своего прадеда, который удостаивался чести избираться казацкой вольницей в атаманы. Он позаботился о том, чтобы дать систематическое образование всем своим шестерым детям. Именно это поколение положило начало интеллигенции в роду Туполевых — это были врачи, учителя, инженеры, строители. Дед Андрея Николаевича был преподавателем Томской гимназии.

В Тверском крае Туполевы оказались в связи с трагическим для России событием — взрывом бомбы, повергнувшей царя Александра II. Николай Иванович Туполев, отец будущего авиаконструктора, в то время учился в Петербургском университете на юридическом факультете. На студенчество обрушилась волна репрессий, и он, как сочувствующий революционерам, был исключен и выгнан из Петербурга с лишением права проживания в обеих столицах и даже в губернских городах. Выбор Тверского края связан с тем, что именно отсюда родом была жена — Анна Васильевна, урожденная Лисицына, дочь протопресвитера из Торжка. Обучалась она в Тверской Мариинской женской гимназии.

Анна Васильевна и Николай Иванович Туполевы

Поначалу молодая чета Туполевых поселилась в небольшом уездном городке Корчева, однако, помыкавшись с детьми по квартирам, они решают остановиться в небольшой усадебке Пустомазово на р. Лужменке.

мемориал А.Н. Туполева на месте дома в д. Пустомазово

Молодые супруги полагали, что многодетная семья — одно из важнейших условий правильной жизни. Именно поэтому у Анны Васильевны было семеро детей.
В 1888 году 10 ноября в семье Туполевых родился шестой ребёнок — Андрей, а вскоре и младшая дочь — Наталья, которая была для Андрея Николаевича одним из наиболее близких людей.

Николай Иванович — отец Андрея, к тому времени сумел экстерном закончить университетский курс. Получив диплом юриста и чин губернского секретаря, он поступил на службу, став сельским нотариусом. Николай Иванович взял на себя роль заступника крестьян, что привело к появлению множества недоброжелателей среди помещиков. Такая служба не только не приносила денег, но и лишала здоровья.
В 1894 году Анна Васильевна пишет прошение на имя Директора Тверской классической гимназии об освобождении от оплаты обучение старшего сына Николая, в связи с тяжёлым материальным положением, ведь платить приходилось за учёбу ещё четверых детей.
Пожар 1894 года и последовавшая за ним засуха значительно усугубили как материальное положение, так и здоровье родителей.
Андрей учился в приходской школе трёх ступеней в Устиново. В 1900 году со второго раза Андрей поступил в Тверскую гимназию. Учился Андрей средне. Немного замкнутый, но живой любознательный мальчик терпеть не мог предметы, для успеха в которых необходима была зубрежка. Именно поэтому у юного ученика были проблемы с иностранными языками и чистописанием. Однако с математикой, физикой, географией и историей Андрею Туполеву не было равных.

здание бывшей Тверской классической гимназии

В 1906 году группу учащихся Тверской гимназии премировали путешествием на пароходе до Астрахани и обратно. Андрея Туполева отметили за мастерские поделки. Путешествие произвело на него огромное впечатление. Андрея завораживали шлюзы, работа в воде лопастных колес и другие конструкции.

А.Н. Туполев гимназист

Летом 1908 года Туполев закончил гимназию и поступил в Московское императорское техническое училище. Ещё будучи абитуриентом, он попал на воздухоплавательную выставку, устроенную в Москве профессором Н.Е. Жуковским. Среди экспонатов выставки был представлен знаменитый планер выдающегося авиаконструктора Отто Ливенталя.

Результатом знакомства абитуриента Туполева с профессором было приглашение на курс лекций «Основы воздухоплавания».В 1909 году был создан кружок, целью которого было соединение теории и практики, а уже в 1910 году, по прошению Жуковского, при ИТУ была создана аэродинамическая лаборатория. Именно там Андреем Туполевым была создана плоская аэродинамическая труба, в которой можно было экспериментировать с воздушным потокам скоростью 16—20 м в секунду.

аэродинамическая труба А.Н. Туполева

Тогда же в Лефортовском парке Туполев проводит испытания планера спроектированного им самим.

А.Н. Туполев - студент МИТУ

Лето, как и всегда, Андрей проводит в Пустомазове, в родительском доме. Туполев всегда любил тяжелую сельскую работу и нехитрые деревенские развлечения.
Следующему появлению будущего авиаконструктора на родине предшествовало послание из Тверского губернского жандармского управления в нижестоящее — Корчевское, датированное 2-м июня 1911 года: «О студенте Московского технического училища Андрее Туполеве, изобличенном в предоставлении своего адреса для сношений городских … комитетов высших учебных заведений в Москве и Петербурге в целях объединения действий этих учебных заведений по проведению забастовки, министр Внутренних дел постановил: воспретить Андрею Туполеву жительство в столицах, столичных губерниях и городах, где имеются высшие учебные заведения, на 1 год.»
После освобождения из-под стражи Андрей Туполев выбыл из Москвы в родное сельцо Пустомазово, где находился под негласным надзором.
Тем временем страну охватил авиационный бум. И, видимо, Андрей не выдержал и уехал на месяц в Москву. Наказанием за этот проступок стало отлучение от учёбы теперь уже на 3 года.
Известен факт, что А. Туполев, живя в сельце Пустомазово, помогал крестьянам убирать валуны, много косил, но в тоже время и не забывал он своего призвания — сооружать сложные конструкции. Примером может послужить, сооружённая будущим авиаконструктором плотина на реке Лужменке. Правда, местные жители за плотину его осуждали — вода на Лужменке высоко разливалась, затапливала луга, а скотину пасти и без того было негде.
Учитель и друзья не забывали о Туполеве и хлопотали о его возвращении.
Но началась Первая мировая война, в которой впервые огромную роль стала играть авиация.
Андрей Туполев приехал в Москву, куда тотчас слетелись все ученики Жуковского. Николай Егорович Жуковский хорошо видел изъяны зарождавшейся русской авиации, и у него была целая программа действий для выведения её на передовые рубежи, которая опиралась и на возможности созданной им сплочённой команды юных талантов.

Николай Егорович Жуковский

Первым делом при МТУ были организованы теоретические курсы авиации, на которые набирались добровольцы из числа студентов, окончивших гимназии. За полгода курсанты получали военную, теоретическую и летную подготовку. Профессор Жуковский и его ученики не просто давали будущим летчикам необходимые знания, но и заражали своим энтузиазмом и преданностью авиации.
У А. Туполева также было огромное желание самому летать и он уже совершил учебные полеты на «фармане». Однако, чтобы стать летчиком, требовалась справка о политической благонадёжности, в которой Андрею Николаевичу было отказано.
По рекомендации Н.Е. Жуковского Туполева приглашают возглавить гидропланный отдел самолётостроительного завода кампании «Дукс». Бюро за короткий срок проделало расчёт на прочность шести аэропланов: «Ваузен», «Фарман-27», «Фарман-3», «Ньюпор-10», «Ньюпор-11», а также самолёта братьев Касьяненко. По оценкам современных специалистов, небольшая группа, в которой было лишь 2 инженера, а остальные, включая Туполева, студенты, провела работу, подвластную по тем временам большим научным коллективам, оснащенным новейшей техникой и аппаратурой.

В мае 1918года Андрей Николаевич Туполев защитил диплом, называвшийся «Расчёт гидроплана» и построенный на скрупулёзном анализе физических процессов, связанных со взлётом с водной поверхности и посадкой на неё.
По отзывам коллег, Туполев был прирождённым исследователем, не успокаивавшемся пока не разгадает физическую природу заинтересовавшего его явления.
На вопрос почему авиаконструктор работал именно над гидропланом, можно ответить следующим образом: «Для такой огромной страны как Россия необходимы были самолёты, способные преодолевать огромные расстояния. Однако самолёты с большой грузоподъёмностью требовали и хорошие аэродромы, денег на создание которых у России, конечно, не было. Поэтому идея использовать в качестве аэродромов реки и озёра, впервые предложенная Андреем Николаевичем была весьма актуальна.
Очевидно, что для Туполева защита диплома была не формальным актом, удостоверяющим вступление в инженерный корпус, но и событием, констатирующим его зрелость как инженера, конструктора и исследователя.
4 ноября 1918 года в квартире Жуковского собралась «рабочая часть» коллегии по созданию Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Профессор Жуковский вошёл в неё в качестве «специалиста по научной части», а Андрей Николаевич Туполев — как специалист «по технической части». Было решено, что управление институтом будет осуществляться коллегиально.
Вскоре в Москве в районе бывших Лефортовских прудов началось сооружение гидроканала, невиданного по размаху и оснащению специальной испытательной техникой.

ЦАГИ - Гидроканал

Вот чем обернулись детские и юношеские забавы отрока с берегов реки Лужменки. Не оказались случайными в судьбе будущего Генерального авиаконструктора ни игрушечный действующий шлюз, сооруженный им в отцовском доме, ни пустомазовский гидроузел с самодельным кораблем, ни небольшие конструкции, с треском летавшие над полями. Можно себе представить с какими чувствами теперь Андрей Николаевич возвращался в Пустомазово, оторвавшись от бурной жизни ЦАГИ и забот молодой авиации.
Тем временем семейство Туполевых создаёт в усадьбе сельскохозяйственную артель «Батрак», объединившую бывших хозяев с бывшими наёмными рабочими. Однако, нашлись недоброжелатели, следствием действий которых было постановление Суворовского волостного исполкома от 30.01.1919 «О принятии сельца Пустомазово на особый учёт». Туполевых подозревали в создании сельскохозяйственной артели в качестве прикрытия для своих махинаций. В конце 1921 года умирает Николай Егорович Жуковский, ставший для Туполева вторым отцом. После перевыборов руководства ЦАГИ Туполев вновь утверждается заместителем директора института и одновременно заведующим авиационным отделом ЦАГИ. К этому времени во многом благодаря его упорству был сделан огромный шаг в использовании нового конструктивного материала — дюралюминий, из которого конструкторская бригада научилась делать быстроходные аэросани, глиссеры, торпедные катера.

Аэросани АНТ-IV

Габаритные размеры, мм

Общая высота

Защита аэросаней

Вооружение

Двигатель

Тип двигателя

3-цилиндровый радиальный

Тип охлаждения

воздушный

Ходовая часть

Тип винта

деревянный

Диаметр винта, мм

Количество лыж

Управляемых лыж

Ходовые качества

Скорость на пересечённой местности, км/ч

Глиссирующий торпедный катер “ Г-5 “

глиссирующий торпедный катер “ Г-5 “

Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг - катер с

торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед - 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Основные характеристики Г-5

Водоизмещение

Двигатели

2 двигателя ГАМ-34

Мощность

2 × 850 л. с.

Движитель

2 трёхлопастных винта

6 человек

Вооружение

Зенитная артиллерия

2 × 7,62-мм пулёмета ДА

Минно-торпедное вооружение

2 × 533-мм кормовых ТА

В 1922 году Туполевым была закончена разработка конструкции его воздушного первенца, и уже летом Андрей Николаевич со своей бригадой приступает к строительству самолёта АНТ—1.

Но и в этот ответственный момент он не забывает о Пустомазове. Со всей конструкторской бригадой Туполев выезжает в артель «Батрак», где на протяжении осени они работали как в поле, так и в мастерской. По свидетельствам местных жителей у артели «Батрак», благодаря связям с ЦАГИ на вооружении были вспомогательные механизмы, ускорявшие крестьянский труд.
Первый туполевский самолёт поднялся в воздух 21 октября 1923 года. Конструктор проводил его в полёт, стоя у края взлётной полосы. С тех пор это стало традицией.

АНТ-1

Основные характеристики самолета АНТ-1:

длина самолета - 5,4 м; размах крыла -7,2 м; высота самолета -1,7 м;

площадь крыла - 10 м2; нормальная взлетная масса - 360 кг;

максимальная скорость у земли - 125 км/ч; практический потолок - 600 м;

продолжительность полета - 4 ч; экипаж - 1 чел.

В мае 1924 года взлетает АНТ—2, первый отечественный самолёт, построенный целиком из металла. Он открыл совершенно новую страницу в истории отечественной авиации.

АНТ-2

Основные данные опытного самолета АНТ-2:

длина самолета - 7,6 м; размах крыла - 10,45 м; высота самолета - 2,12 м;

площадь крыла - 17,89 м2; нормальная взлетная масса - 837 кг;

максимальная скорость у земли - 207 км/ч; практический потолок -3300 м;

техническая дальность полета - 750 км; экипаж - 1 чел;

число пассажиров - 2 чел.

Начальник ВВС Красной Армии П.И. Баранов заинтересовался работами ЦАГИ и срочно оформил договор с ЦАГИ на постройку самолёта-разведчика АНТ—3 (Р—3) и выдал заказ на проектирование цельнометаллического бомбардировщика АНТ—4 (ТБ—1). Уже к 1925 году заказ был выполнен.

Пётр Ионович Баранов

В 1925 году Туполев первым в авиастроении внедряет в своём ОКБ макетирование конструкций. Сначала по готовым чертежам изготавливался деревянный макет нового самолёта в натуральную величину, что позволяло тщательно отработать все детали компановки, размещения приборов и оборудования. Метод макетирования позволял максимально сократить время на производство конструкции.
К Туполеву во второй половине 1920-х гг. приходит заслуженная слава.

АНТ-3 “ Пролетарий “

В 1929 г. летчик Шестаков на серийной АНТ—4, названной «Страна Советов», совершил перелёт по маршруту Москва—Нью-Йорк через Тихий океан. На таком же самолёте лётчик Томашевский установил несколько мировых рекордов.

АНТ-4 (ТБ-1)

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

максимальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Однако на родине Андрея Николаевича дела шли не так хорошо. Артель «Батрак» вскоре была переименована в товарищество «Пустомазово». В июне 1924 года вопрос о Пустомазове рассматривает Кимрская уездная земельная комиссия и постановляет: «Признать имение Туполевых госимуществом».
Однако ни характеристика, ни ходатайство начальника ВВС РККА П.И. Баранова об оставлении Туполевым участка земли с садом не помогли. Взамен Туполевым предлагались на выбор усадьба «Никольское» в Тверском уезде или хутор «Отрадное» в Вышневолоцком уезде Брусовской волости. Ссылаясь на бездорожье, Андрей Николаевич просит усадьбу «Цедилово» в Кашинской волости, и его просьбу удовлетворили.
Уже тогда, когда земляки изгнали из отцовского дома главного конструктора самолётов «Пролетарий» и «Страна Советов», во французском журнале «Крылья» писали: «Знаменитый Туполев, чей раскатистый смех распространяется по всей Европе».
В 1930-е годы встречи с Туполевым ищет известный писатель-фантаст Герберт Уэллс, безошибочно предсказавший десятки важнейших открытий XX века. Знакомство Уэллса и Туполева произошло на океанском лайнере «Бремен», на котором правительственная комиссия советских авиационных специалистов следовала в Нью-Йорк.

А.Н. Туполев и А.А. Архангельский на корабле по пути в Нью-Йорк

Андрей Николаевич играл с писателем в бильярд, подолгу гулял с ним на палубе, общаясь через переводчика, которым была его жена Юлия Николаевна.В 1932 г. был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 г. была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

пустого самолета

нормальная взлетная

Тип двигателя

4 ПД МФ-34ФРН

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб

экспедиция на Северном Полюсе “ СП-1 “

В 1934 г. появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький», который имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

АНТ-20 “ Максим Горький “

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла,м2

Масса, кг

пустого самолета

максимальная взлетная

Тип двигателя

8 ПД М-34ФРН

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Экипаж, чел

до 48 пассажиров

В 1933 г. состоялся первый полет нового самолета АНТ-25. Шеф-пилотом, испытывавшим самолеты АНТ-25, был М.М. Громов .

На этом самолете были совершены легендарные перелеты Москва - Земля Франца-Иосифа-Петропавловск-на-Камчатке В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым 22.07.1936 г. и Москва - Северный полюс - США экипажами В. Чкалова и М. Громова.

экипаж Михаила Михайловича Громова

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла,м2

Масса, кг

пустого самолета

максимальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость у земли, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Экипаж, чел

Судьба подарила А.Н. Туполеву как бы две творческие жизни. Первая — это всё, что связано с рождением самолётов АНТ, кончившаяся арестом в 1937 году вместе с членами группы работников ЦАГИ, побывавшими незадолго до того во Франции и США, где, в частности, была куплена лицензия на постройку в СССР всемирно известного пассажирского самолёта «Дуглас». Этот факт был воспринят Сталиным как «вредительство».

ордер на арест А.Н. Туполева

здание ЦКБ-29 (бериевская “ шарага “) на ул. Радио в Москве

Вторая творческая жизнь авиаконструктора А.Н. Туполева началась за ключей проволокой бериевской «шараги» (1937—1941), где он со своими товарищами создал первый самолёт марки ТУ. Это был фронтовой бомбардировщик ТУ—2, успевший повоевать на фронте и признанный специалистами лучшей в своей категории машиной Великой Отечественной войны.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Топливо, л

Тип двигателя

2 ПД Швецов АШ-82

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

две 20-мм пушки ШВАК, три 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ
10 реактивных орудий для снарядов РС-132
Бомбовая нагрузка нормально - 1000 кг, максимально - 2000 кг, в перегрузку - 3000 кг

Продолжение смотрите на сайте: Для Продвинутых - Полководцы - А.Н. Туполев Часть II

Биография

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич , советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968). Трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945, 12.07.1957, 22.11.1972). Герой Труда РСФСР (1926).

Родился в семье нотариуса. В 1906 г. окончил Тверскую гимназию. В 1908 г. поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где под руководством Н.Е. Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. Студентом участвовал в проектировании и строительстве аэродинамических труб, постройке планёра, на котором совершил свой первый полёт. По окончании в 1918 г. МВТУ он вместе Н.Е. Жуковским стал одним из организаторов Центрального Аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где являлся заместителем начальника ЦАГИ. В 1922 г. он сформировал в составе ЦАГИ и возглавил Опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием авиационной промышленности (тяжёлые боевые и гражданские самолёты), судостроением (торпедные катера), а также с проектированием аэросаней.

В 1922-1924 гг. Туполев руководил работами по внедрению дуралюмина в самолётостроение, что позволило авиапромышленности СССР перейти от биплана к свободнонесущему моноплану. В 1923 г. им был создан лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 г. - первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 г. - первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно и поступивший на вооружение как разведчик Р-3. В том же году им был создан самолет АНТ-4, поступавший на вооружение как бомбардировщик ТБ-1. С 1930 г. - главный конструктор ЦАГИ. С 1931 г. - заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. Выдающимся достижением конструкторской мысли стали самолеты АНТ-7 (разведчик Р-6), тяжелый бомбардировщик ТБ-3, использовавшийся советскими летчиками во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне, скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40). Авиационная техника, разработанная Туполевым и его ОКБ, позволила в 1930-е годы значительно повысить авторитет СССР на мировой арене, чему способствовал целый ряд перелётов по СССР, Европе и в Америку. Наиболее известны: в 1934 г. спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4; беспосадочные перелёты в США экипажей В.П. Чкалова (Москва - Северный полюс - Ванкувер; 18-20.06.1937) и М.М. Громова (Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто; 12-14.07.1937) на АНТ-25; воздушные экспедиции по организации, высадке и снятию научных экспедиций «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным.

С 1936 г. - 1-й заместитель начальника и главный инженер Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, одновременно возглавлял выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156). В 1937 г. А.Н. Туполев по ложному обвинению в организации и руководстве «Русско-фашистской партией», а также в шпионаже в пользу Франции, был арестован и до 1941 г., находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2) - один из лучших самолетов Второй мировой войны. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. А.Н. Туполев был досрочно освобожден со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 г. Но реабилитирован он был только в 1955 г. определением Военной коллегии Верховного суда СССР.

С началом Великой Отечественной войны эвакуирован в Омск, где назначен главным конструктором завода № 166 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Основной задачей в годы войны стали доработка и серийное производство бомбардировщика Ту-2. Всего в Великой Отечественной войне участвовали созданные Туполевым бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2, разведчик Р-6, торпедные катера Г-4, Г-5. В 1943 г. он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где и была создана главная база ОКБ А.Н. Туполева. В августе 1944 г. ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В послевоенный период под руководством Туполева создано семейство военных самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947), первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ту-12 (1947), турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959) и многие другие. В августе 1947 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы. В 1956 г. А.Н. Туполева назначают Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР. В 1956-1957 гг. КБ Туполева занималось разработкой беспилотных летательных аппаратов. Были созданы крылатые ракеты, беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб». Велись работы по ракетоплану «Проект 136» («Звезда»). С 1955 г. в КБ велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с подобной силовой установкой. Одновременно широко развивалось и гражданское авиастроение. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 г. был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114 (1957), ближние и средние магистральные самолёты Ту-110 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1967), Ту-154 (1970), а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.А. Туполевым). Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов. Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й ст. (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Как ученый А.Н. Туполев внес значительный вклад в такие разделы механики как аэромеханика и гидромеханика, воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. Он являлся почётным членом Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института авиации и космонавтики (1971). Удостоен Большой золотой медали Международной Авиационной Федерации (ФАИ), золотой медали им. Н.Е. Жуковского «За лучшую работу по теории авиации» (1958), премии им. Леонардо да Винчи (Италия), золотой медали основоположников авиации (Франция). Имя Туполева увековечено в названии Авиационного научно-технического (научно-производственного) комплекса в Москве. Учреждена Золотая медаль им. А.Н. Туполева. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден 8 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями, а также болгарским орденом Георгия Димитрова.

Андрей Николаевич Туполев (1888 - 1972) был выдающимся российским и советским авиаконструктором, академиком АН Советского Союза, трижды Героем Социалистического Труда. Он руководил созданием более ста видов как гражданских, так и военных самолётов. Именно на сконструированных Андреем Туполевым самолётах было установлено более ста мировых рекордов и уникальных перелётов.

Ранние годы А.Туполева

Андрей Туполев родился в с. Пустомазово Тверской губернии в 1888 году в семье провинциального нотариуса. Андрей получил сначала домашнее образование, а вскоре поступил в гимназию. После окончания гимназии в 1908 году А.Туполев поступает в Имперское Московское техническое училище. Во время учёбы он стал активным членом воздухоплавательного кружка. Именно там укрепился его интерес к аэродинамике, а кроме того, он смог получить дополнительные знания и навыки в конструировании. Уже через два года после поступления в училище он смог совершить первый самостоятельный полёт на планере, в постройке которого брал активное участие. Но 1911 году учёба Андрея Туполева неожиданно прекратилась из-за ареста и высылки из Москвы домой. Над ним установили надзор за чтение запрещённой литературы и участие в студенческих волнениях. Только перед началом надзор был снят и А.Туполев смог продолжить учёбу. В 1918 году он с отличием окончил училище.

Профессиональная деятельность Туполева А.Н.

Профессиональная деятельность А.Туполева началась с конструирования первых аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, с которым был знаком ещё со времён учёбы в училище, он начал работу в российском расчётном авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А.Туполев был начальником авиационного отдела, а после смерти Н.Жуковского в 1921 году - заместителем директора Сергея Чаплыгина. Все это время до 1936 года А.Туполев проводил опыты с дюралем в самолётостроении. Тогда этот материал назывался кольчугалюминием, и А.Туполев смог довести, что он намного прочнее и безопаснее для строительства самолёта, чем используемое железо и дерево. В 1936 году А.Туполев руководил делегацией, которую направили в США с целью закупить лицензию и оборудование для авиапромышленности.

Арест и заключение Туполева

В октябре 1937 года А.Туполев, вместе с группой учёных-авиаконструкторов, был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что А.Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолётов. Несмотря на абсурдность обвинения, в мае 1940 года А.Туполева присудили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Все время, пока А.Туполев находился под следствием и в лагерях, он не прекращал работу. Он стал конструктором в бюро НКВД, в закрытом учреждении, которое носило название ЦКБ-29. А.Туполева освободили досрочно летом 1941 года, и сняли судимость. Однако полностью реабилитироваться он смог только в 1955 году.

Самолёты Туполева А.Н.

В 1925 году А.Туполев создал один из лучших самолётов своего времени - двухметровый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1. К 1937 году авиаконструктор усовершенствовал свою модель. Именно ТБ-3 использовали для высадки на Северной Полюс советских учёных. Также А.Туполев руководил созданием АНТ-25 в 1932 году. После войны он сконструировал реактивный бомбардировщик ТУ-16 и первый реактивный самолёт российской гражданской авиации ТУ-104. Кроме того, конструктор разработал турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт, вылет которого состоялся в 1957 году.

Алексей Андреевич Туполев

Алексей Туполев. Генеральный конструктор АНТК им. А. Н, Туполева

Алексей Туполев, единственный сын основателя конструкторского бюро, родился в Москве 20 мая 1925 года. Трудовую жизнь в авиации он начал в 1942 году конструктором на 166-м заводе в Омске, где входил в состав группы специалистов, обеспечивавших связь между КБ и серийным заводом.

В 1943 году, с началом отступления немецко-фашистских войск с территории Советского Союза, Алексей Туполев вместе с коллективом КБ возвращается в Москву. Еще год он продолжает работать в аналогичной должности техника на 156-м заводе рядом со зданиями КБ, участвует в строительстве опытных образцов самолетов и создании самолетного оборудования, а в 1944 году поступает в Московский авиационный институт. В 1949 году учеба в институте завершена, и через несколько лет, в 1953 году, Алексей Туполев защищает свою первую диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

К этому моменту 156-й завод переименован: теперь это Московский машиностроительный завод «Опыт». Начав работу в качестве инженера-аэродинамика, А.А.Туполев со временем становится заместителем главного конструктора, а затем и главным конструктором. В 1958 году при КБ создается новый отдел по разработке ракет, возглавить который поручено Алексею Туполеву. Под его руководством осуществляется шесть ракетных программ, из которых три запускаются в серийное производство. Позднее он становится главным конструктором самолета Ту-144 – первого в истории мировой авиации сверхзвукового реактивного авиалайнера. В конце 60-х годов А.А.Туполев назначается заместителем генерального конструктора и одновременно – заместителем руководителя конструкторского бюро.

После кончины отца Алексей Туполев в апреле 1973 года назначается генеральным конструктором. Он возглавляет КБ в непростые для коллектива семидесятые и восьмидесятые годы, когда руководство Советского Союза сокращает ассигнования на программы проектирования авиационной техники. В этот период конструкторское бюро работает над совершенствованием серийных самолетов, в том числе пассажирских авиалайнеров Ту-134 и Ту-154, боевых самолетов Ту-16, Ту-20, Ту-22, Ту-28 и Ту-22М. Новых проектов почти не было, тем не менее под руководством А.А.Туполева создаются сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160, известный на Западе под наименованием «Блэкджек», и пассажирский самолет нового поколения Ту-204. Кроме того, разработан Ту-155 – вариант пассажирского реактивного лайнера Ту-154, приспособленный для эксплуатации на новом криогенном топливе.

В 1992 году собрание трудового коллектива освобождает А.А.Туполева от должности ответственного руководителя АНТК, сохранив за ним функции генерального конструктора. Алексей Андреевич Туполев – доктор технических наук (1963), член-корреспондент (1982), а впоследствии – действительный член (1984) Академии наук СССР. Имеет правительственные награды: орден «Знак Почета» (1957), орден Трудового Красного Знамени (1966), золотую медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда (1972), орден Болгарской Народной Республики I степени (1986). За разработку БЛА Ту-123 он в 1967 году удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, а за участие в создании самолета Ту-154Б – звания лауреата Ленинской премии (1980).

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ЩУР Федосей Андреевич Федосей Андреевич Щур родился в 1915 году в селе Малиновка Петровского района Днепропетровской области в крестьянской семье. Украинец. В 1938 году призван в Советскую Армию. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвует с 1942 года на Юго-Западном

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ТРОШИН (Роллин) Алексей Андреевич Полковник РККАПолковник ВС КОНРРодился 27 сентября 1892 г. в деревне Вынчевеса Дмитриевского уезда Орловской губернии. Русский. Из крестьян. Окончил 6 классов 1-й Орловской гимназии в 1910 г. В 1915 г. зачислен в Псковскую школу прапорщиков,

Из книги Разъезд Тюра-Там автора Ковтонюк Владимир Александрович

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

Аракчеев Алексей Андреевич «Помощник трех царей» – Павла I, Александра I, Николая IАлексей Андреевич Аракчеев родился он 23 сентября 1769 года в Бежецком уезде Тверской губернии, в имении отца, происходившего из старинного, но очень небогатого дворянского рода. Свое

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

Академик Туполев и академик Курчатов Однако возвратимся в апрель 1956 года. Впечатленный рассказом Маленкова об эффекте, произведенном на англичан нашим Ту-104, и о его экскурсии по атомному центру в Харуэлле, отец решил включить в отправляющуюся в Лондон правительственную

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

А. Н. Туполев, Ар. И. Микоян, И. В. Курчатов (слева направо) на сессии Верховного Совета

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

АРАКЧЕЕВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ (род. в 1769 г. – ум. в 1834 г.) Алексей Андреевич Аракчеев – один из самых мрачных персонажей русской истории. Государственный и военный деятель, граф, генерал от артиллерии, военный министр (1808–1810), председатель Департамента военных дел

Из книги А.Н. Туполев – человек и его самолеты автора Даффи Пол

Андрей Николаевич Туполев Андрей Николаевич Туполев появился на свет в родном доме на хуторе Пустомазово вблизи города Кимры на северо-западе России 29 октября (10 ноября по новому стилю) 1888 года. Кроме Андрея, детей в семье Туполевых было еще шестеро: старшие – два брата и

Из книги Фавориты у российского престола автора Воскресенская Ирина Васильевна

Алексей Андреевич Аракчеев - фаворит императоров Павла I и Александра I Алексей Аракчеев был фаворитом особого свойства он стал последовательно фаворитом двух императоров, отца и сына, но не по случаю, не по своему желанию с тайной целью стать фаворитом, не за красивую

Из книги Великий Яковлев. «Цель жизни» гениального авиаконструктора автора Остапенко Юрий А.

Бартини, Туполев и другие Новосибирск: завод… КБ… Сиб НИА.Кратковременная командировка.Неожиданная и такая ненужная встреча. Яковлев даже приостановился.Его нельзя было не узнать. Черные глаза южанина, непокорная шевелюра, какая-то особая (гордая, отметил про себя

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Свиридов Алексей Андреевич Родился в 1919 году в деревне Ступишино Плавского района Тульской области. По окончании 7 классов Ляпуновской школы переехал вместе с родителями в Москву и поступил в школу ФЗО, одновременно занимался в аэроклубе. В 1938 году зачислен в военное

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Я дрался на Т-34 [Третья книга] автора Драбкин Артем Владимирович

Из книги Аракчеев: Свидетельства современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Алексеев Владимир Андреевич (Интервью Артема Чунихина)Родился я в Астрахани в 1923 году. Семья моя жила на берегу Каспийского моря в селе Вахромеево. Но когда мои братья и сестры четыре класса окончили в селе, а дальше негде учиться, то родители приняли решение переехать в

Из книги автора

К. А. Измайлов Граф Алексей Андреевич Аракчеев (Рассказ к его характеристике) Предлагаемый рассказ, сохранившийся в моих заметках, записан мною еще в 1833 г, со слов бывшего тогда моего, по 8-й резервной] артиллерийской роте, командира - капитана Н. Ф. Демора, который

Из книги автора

А. К. Гриббе Граф Алексей Андреевич Аракчеев (Из воспоминаний о Новгородских военных поселениях 1822–1826) В ряду разных бедствий и невзгод, перенесенных русским народом в течение тысячелетнего его существования, не последнее, конечно, место занимают военные поселения,