Работа воспитателя по проведению самоподготовки

Воспитатель А.А. Иванова

В условиях школы – интерната время, отведенное на самоподготовку, должно использоваться не только для усвоения обучающимися, воспитанниками знаний, но и для приобретения навыков самообразовательной работы.

Определяя основные цели, задачи при проведении этого решительного момента воспитатель должен постоянно помнить об основной своей функции – научить ребят работать самостоятельно.

Воспитателю надо помнить о соблюдении санитарно – гигиенических требований при проведении самоподготовки. Нельзя забывать о проветривании помещения, влажной уборке перед началом занятий. Предшествовать самоподготовке должна прогулка, активный отдых. За 15 – 20 минут до начала самоподготовки воспитатель должен перевести ребят на более спокойный вид деятельности. Продолжительность самоподготовки установлено уставом школы – интерната. Начальные классы делают домашнюю работу 45 мин., старшие – 1,5 часа.

Общие требования к самоподготовке

1. Начинать самоподготовку в точно назначенное время.

2. К началу работы подготовить рабочее место и сосредоточиться.

3. Домашнее задание выполнять как можно более самостоятельно.

4. Что задано? Каждый узнает в дневнике или в тетради.

5. Забыл правила, найди в учебнике и повтори.

6. Начинать самоподготовку в принятом порядке, например с заданий по русскому языку, математике, чтению.

7. Делать уроки с опрятным внешним видом, чистыми руками.

8. Не подсказывай, а помогай.

9. Поднимать руку.

10. Домашнее задание делать самостоятельно, не мешая друг другу.

Эффективность самоподготовки во многом зависит от тесной взаимосвязи воспитателя с учителями. Практика показывает, что необходимы постоянные беседы, взаимопосещение как уроков, так и самоподготовки.

Цели воспитания при посещении уроков:

1. Работа учителя по привитию навыков самостоятельности.

2. Формы ведения опроса.

3. Требования к ответам обучающихся.

4. Проверка домашнего задания.

5. Методика заданий на дом.

6. Требования к ведению тетрадей.

7. Индивидуальная работа с обучающимися.

8. Работа с книгой.

Одновременно воспитатель определяет уровень знаний и умений отдельных ребят, их психологические особенности, интерес к предмету. Посещая уроки, надо обязательно определить эффективность предыдущей самоподготовки, сделать выводы, выяснить причины неудачных ответов воспитанников.

Самоподготовка – органическая часть учебного процесса. Она включает в себя целую систему самостоятельных упражнений с целью усвоения и углубления материала, формирование навыков самостоятельной работы. Так, самостоятельной деятельности может предшествовать небольшая фронтальная работа (как первый этап самоподготовки) повторение (материала, знание которого необходимо для самостоятельного выполнения задания). Например, при подготовке русскому языку проводится предварительная работа.

1. Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.

2. Если нужно, еще раз найди и прочитай правило, приведи соответствующие примеры к нему.

3. Выполняя упражнения нужно все время сверяться с правилом.

4. Проверь работу (используй учебник, таблицу, словарь)

При выполнении математики повторить таблицу умножения.

Правила списывания.

1. Прочти предложение

2. Прочти каждое слово по слогам

3. Запомни, как пишутся эти слова

4. Напиши предложение по памяти

5. Проверь написанное предложение по книге

При подготовке домашних уроков:

1. Припомни, что узнал на уроке.

2. Прочти задание по учебнику. Непонятно – прочти вторично.

3. Выдели основные части, главные мысли текста.

4. Составь план прочитанного.

5. Расскажи по плану

6. Исправь замечания и ошибки.

При подготовке чтения:

1. Прочитай текст, заметь слова, выражения, при чтении которых допущены ошибки

2. Поработай над этими словами (прочитай текст несколько раз)

3. Выясни значение всех непонятных слов из словаря, у взрослых

4. Прочитай текст повторно, перескажи.

О правильном выполнении письменных и устных заданий надо напоминать, тренировать ребят, постоянно контролировать их.

Какую тему изучали на уроке?

Кто вспомнит правило?

Откройте учебники, прочтите еще раз правило, приведите примеры.

Это подготовительный этап, где воспитатель убеждается, посильно ли детям выполнение домашнего задания. Основная часть самоподготовки – самостоятельная работа обучающихся. Если во время предварительной работы с обучающимися воспитатель выполняет функцию инструктирования, то на втором этаже ведет наблюдение за работой обучающихся. В это время оказывает индивидуальную помощь, но так, чтобы не мешать основной массе, не отвлекать от работы. В помощи нуждаются дети со слабой памятью, расторможение. Требования к ним не должны быть слишком строгими. Таким учащимся надо прежде всего помочь в воспитании чувства ответственности в процессе индивидуальной работы. Они должны видеть в воспитателе разумного помощника в их труде. Учение для большинства умственно отсталых детей – один из самых трудных видов деятельности. Это обстоятельство нередко порождает у них нежелание заниматься учебным трудом или стремление всячески облегчить его, прибегая к помощи взрослых или (своих товарищей). При организации самоподготовки воспитателю очень важно знать, каковы возможности каждого ребенка.

Одного ребенка надо заставить думать и сделать самому все задания, другой нуждается лишь в незначительной помощи, а третий не может обойтись без того, чтобы все этапы выполнение или домашнего задания были проведены под руководством воспитателя. Вообще во время подготовки домашних заданий воспитатель работает не фронтально со всем классом, а индивидуально. Известно, что детям требуется различное время для выполнения заданий. Воспитатель следит за тем, чтобы учащиеся не тратили времени бесполезно, а закончив одну работу, приступали к следующей. Выполняющую работу он просматривает и, если в ней есть ошибки, возвращает ученику для доработки. Но так можно поступить лишь тогда, когда воспитатель уверен, что данный ребенок с исправлением ошибок справиться сам. В большинстве случаев ученику следует показать, где надо искать ошибки, а отдельным ребятам прямо указывать на них. И помочь исправить, но не механически, а путем повторного правильного действия. Воспитателю надо так построить свою работу, чтобы в процессе ее выполнения предотвратить предполагаемые ошибки. По мере изучения учащихся воспитатель изучает группу детей, у которых можно ежедневно не проверять выполненную работу. Это должно стать одним из факторов воспитательного характера, когда классу объявляется о том, что за добросовестное выполнение заданий такие-то дети на определенный период освобождаются от проверки. Такое доверие, как правило, стимулирует ребенка на успехи. Но на длительное время оставлять без контроля и руководства умственно отсталых детей нельзя. (Дети на доверии).

При проверке умственных предметов (географии, биологии, чтении). Воспитатель может задавать отдельные вопросы по содержанию рассказываемого и другими учениками класса. Их можно попросить уточнить отдельные моменты ответа, сделать вывод, прокомментировать ответ товарища. Это даст возможность воспитателю быть в курсе того, как подготовились к ответу другие ученики. Во всех классах вспомогательной школы ежедневно на самоподготовке надо отводить определенное время для чтения вслух, а также учить детей читать про себя. Чаще надо заставлять вслух читать тех детей, у которых этот навык еще недостаточно сформировался.

У нас часто дается общее задание классу. Для одних оно может быть легким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые тренируют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задано на дом, так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаков, то необходим дифференцированных подход в подборе заданий. Выполнение таких заданий помогает далеко и осознанно усвоить материал. Дифференцирование задания готовятся заранее: записаны на доске, таблице, карточках. Их следует разделить на два вида:

· Обязательные задания. Они посильны для выполнения каждому ученику.

· Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились и у них есть время для повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.

Для детей, которые овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же заданий, заниженное требование. Лучше этих ребят освободить от обязательного домашнего задания и дать им задание повышенной трудности. Поскольку дифференцированные домашние задания до сих пор встречаются в наших школах достаточно редко, эта проблема остается актуальной. Индивидуальные домашние задания должны получать хорошо успевающие, потому что такие задания способствуют углублению знаний. Индивидуальные задания позволяют испытать чувство успеха и тем детям, которые успевают слабо. Такое задание дает возможность проявить себя, свои сильные стороны. Домашнее задание будет дифференцированием, если каждый учащийся работает в соответствии со своими способностями и возможностями.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковыми способностями.

Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимо разъяснение.

Во время выполнения домашнего задания важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы надо давать ученикам со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Воспитатель заранее предупреждает «Слушайте внимательно, я проверю, как вы запомнили правила». «Саша, расскажи, что сейчас будешь делать и как, а Валера внимательно послушает и скажет нам, правильно ли Саша сказал, и что можно добавить к его ответу». Этих детей надо привлекать к подведению итогов, заранее предупредив, что нужно быть особенно внимательными.

Малоактивных, застенчивых детей нужно чаще спрашивать: «Ты понял?» Как лучше дополнить ответ Саши? Что ты будешь делать? С чего начнешь? В вопросах, задаваемых таким детям, должен учитываться имеющихся у них опыт, надо удостовериться, что ребенок сумеет на него ответить: «Вова, будешь отвечать после Юры, будь внимателен подумай. Иногда целесообразно задавать вопрос, аналогичный тому, который был задан предыдущему ученику.

Обучающимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной – практическая работа на доске. Отдельным детям дается разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Слабым детям не редко дается облегченное задание, сильным – задание на перенос знаний и умений измененную или новую ситуацию.

Таким образом, дифференцированный подход осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности. Задания разной трудности полезны, они помогают подтянуться учащимся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса к учебе у детей являются дидактические игры, которые способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, появлению познавательного интереса к учебным предметам. Наиболее распространенными являются игра – соревнование, головоломки: загадки, ребусы, кроссворды, игры в рифму и т.д. Они развивают у детей восприятие внимания, память, мышление. Их надо применять на самоподготовке, если остается свободное время от уроков.

И последний этап самоподготовки, заключительный – подведение итогов. На последним этапе воспитатель анализирует работу класса в целом и отдельных ребят, определяет старательных и тех, кто помог товарищам.

Поощрение хороших работ. Воспитатель вызывает у детей стремление и в другой раз заслужить похвалу, признание полезности своей работы.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, мы формируем умения и навыки, необходимые для выполнения домашнего задания.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа- интернат р.п. Квиток»

план – конспект

открытой самоподготовки

4 – 7 классы

Воспитатель Куфякова Е.А.

Самоподготовка

план – конспект

Цели, задачи:

Формировать у детей умение и навыки самостоятельной деятельности;

Повторение и закрепление изученного на уроке материала;

- развивать познавательные способности;

Способствовать коррекции психических процессов: логического мышления, развитию памяти, устойчивого внимания;

воспитывать аккуратность, целеустремлённость, желание довести дело до конца, умение действовать в соответствии с поставленной задачей.

Подготовительный этап

Проверить санитарное состояние класса:

проветривание класса;

Правильное и достаточное освещение;

Соответствие учебных парт росту учащихся;

наличие книг для закончивших самоподготовку раньше остальных

Наглядный материал:

Карточки с таблицей «х»

Карточки для индивидуальной работы

Карточки с падежами

Карточки с кроссвордами

Конверты с разноцветными шарами

Учебники, тетради.

1. Орг. момент

Воспитатель:

Прозвенел звонок, пора начинать самоподготовку. Сегодня, ребята, у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (дети здороваются с гостями)

Ребята, я прошу вас проверить, достаточно ли хорошо вы подготовили свое рабочее место. У всех ли на партах полный порядок и лежит все необходимое для работы?

На вас надеюсь я друзья,

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

А теперь тихонечко садитесь каждый на свое место.(3 мин )

Повторяем правила самоподготовки: правило «3 – х «Я»». (Я сам выполняю. Я сам проверяю. Я сам оцениваю)

2.Постановка задач.

Перед вами стоит задача закрепить те знания, которые вы получили сегодня на уроках и подготовиться к завтрашним урокам, чтобы быть спокойными и уверенными в своих силах.

3.Давайте сначала поиграем: я предлагаю вам игру на внимание.

- Ребята, задание будет такое: возьмите карандаш и соединяйте числа, которые я буду называть. И так будьте внимательны; 22, 10, 3, 17, 15, 20, 19, 14, 25, 6, 7, 8, 24, 1, 12, 2, 21, 9, 4, 13. А теперь заштрихуйте квадратики где написаны числа, которые я не назвала. (должны остаться числа 11,18,5,16,23) , у кого заштрихованы эти числа, тот справился с заданием и был предельно внимателен. (5мин )

4.Сейчас вы будете выполнять домашнее задания. Какой завтра день недели? По каким предметам задали уроки? (отвечают дети)

Математика, чтение. Определить порядок выполнения.

Перед выполнением домашнего задания давайте повторим таблицу умножения на 4, 5. (Толя Б. Выполняет по карточке) Демонстрационные карточки. (5 мин )

Найдите задание в учебнике, поставьте пальчик. Прочитайте вслух задание (Дима)

Задание вы разбирали на уроке с учителем, подобное делали на уроке. Повторяем единые орф. требования (сколько клеточек отступаем от классной работы, сколько клеточек отступаем от «домашней работы»).

В тетрадях старайтесь писать красиво, аккуратно. Выполняйте,

Если вам будет что – то не понятно поднимите руку.

(Самостоятельная работа детей, помощь воспитателя по мере затруднения). Индивидуальная работа Толя Б, Ислам

Кто решил примеры, внимательно проверьте ещё раз.

А теперь давайте проверим вместе. Какой ответ у вас получился в первом примере (Вадим, Ислам,) …Во втором примере (Алёша И, Дима) и так далее.

( 10 мин ).

Итак: Ислам молодец очень красиво и аккуратно написал, а Вадим сделал вперёд всех и тоже красиво написал и правильно посчитал примеры (продемонстрировать работу Ислама и Вадима классу)

Сейчас мы будем делать уроки по чтению.

Математика, русский язык, география. Определить порядок выполнения.

Ребята, что вам задано по математике?

Задание вы разбирали на уроке с учителем, подобное делали на уроке. Перед выполнением домашнего задания давайте повторим таблицу умножения на 7,8. (Демонстрационные карточки) (3 мин )

Если вам будет что – то не понятно поднимите руку. Индивидуальная работа Толя Д.

В тетрадях старайтесь писать красиво, аккуратно. Самостоятельная работа детей, (помощь воспитателя по мере затруднения) Контроль над работой детей. Организовать самопроверку. Подвести промежуточный итог. (7 мин )

Переходим к выполнению д. з по русскому языку. Повторите падежи и подежные вопросы (по карточкам).

Прочитайте задание, на уроке с учителем вы его разбирали. Если вам будет что то не понятно поднимите руку.

Откройте тетради, выполняйте задания самостоятельно.

Индивидуальная помощь учащимся по мере затруднения. Контроль над работой детей. Самостоятельная проверка своей работы

Физ. минутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали…

Потянулись, покружились,

Влево, вправо наклонились,

Руки, вытянув, присели,

Встали, улыбнулись, сели

( 3 мин )

Продолжение работы. Организовать самопроверку. Подвести промежуточный итог.(7мин )

Приступайте к устному предмету, география.

Выяснить, что задано по предмету, нацелить детей на внимательное изучение темы приготовиться ответить на вопросы. Самостоятельная работа детей. (5мин ) Проверка изученного материала, с помощью ответов на вопросы.(5 мин )

Примечание: в течение всей самоподготовки воспитатель следит за осанкой детей!

5. ИТОГ .

Мы сегодня повторили и закрепили материал. Что делали по математике, чтению, русскому языку географии (7кл)? А какие задания ещё выполняли? С работой справились?

Рефлексия: «Оцени свою работу».

А сейчас, ребята каждый из вас оценит свою работу и ответит на вопрос «Доволен ли я своей сегодняшней работой?». Я попрошу вас подумать, а затем взять и повесить на нашу ёлку такой шарик какое у вас впечатление от вашей работы: красный – отличное; жёлтый – хорошее; синий – «я мог бы сделать лучше». Всё понятно? Скажите, вы выполнили правило «3х – Я»? Вы работу выполнили, вы её проверили и вы её оценили.

И если посмотреть на нашу ёлочку – вы довольны сегодняшней работой. Молодцы! А я довольна вами, и тоже добавлю красный шарик.

Занятие окончено.

Спасибо вам большое за старание, а гостям за внимание! (5 мин )

Именительный (кто? Что?)

Родительный (кого? Чего?)

Дательный (кому? Чему?)

Винительный (кого? Что?)

Тварительный (кам? Чем?)

Предложный (о ком? О чём?)

Я отлично поработал

Я хорошо поработал

Я мог бы сделать лучше

Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как самостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в процессе которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, учатся применять их на практике. Самоподготовка в школе-интернате является одним из наиболее ответственных моментов работы воспитателя.

Цель самоподготовки

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.

Образовательные:

Расширять, закреплять и систематизировать знания детей;

Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание, трудолюбие, ответственность, активность и инициативу.

Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

Учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

Коррекционно - развивающие: (коррекционно – развивающие задачи, которые я определила, больше относятся для школ 1,2,5 видов, но некоторые из задач могут быть использованы и в работе с учащимися других коррекционных школ + свои задачи, касающиеся конкретно специальных коррекционных учреждений).

Развивать внимание, мышление, память и др. псих. процессы;

Развивать восприятие устной речи (слухового, зрительного, слухозрительного) и внятное произношение на основе звукоусиливающей аппаратуры;

Совершенствовать навык разговорно-обиходной речи;

Развивать двигательную активность детей в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного утомления и напряжения.

Эффективность самоподготовки зависит от следующих условий:

Качество работы учителя. (Урок учителя должен быть проведен на высоком уровне, дети должны понимать материал, заданный на самоподготовку, т. к. должен быть разобранным на уроке). Оптимальная дозировка домашнего задания. (Здесь важно договориться с учителями, особенно, с учителями-предметниками).

3. Связь: воспитатель – учитель.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на самоподготовку. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.

Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя практикуется ведение специального журнала, в котором учитель записывает задания по каждому предмету, воспитатель - свои наблюдения о трудностях выполнения заданий отдельными учениками. Это очень важно в старших классах, где предметы ведут разные учителя. В младших же классах, в основном, учитель и воспитатель встречаются каждый день и напрямую могут обсудить текущие вопросы, но такой журнал тем не менее необходим.

4. Соблюдение санитарно - гигиенических требований:

    Подготовка помещения (к началу самоподготовки класс должен быть хорошо проветренным, чистым, хорошо освещенным); Перерыв между уроками и самоподготовкой не менее 1, 5 – 2 часа; самоподготовка должна проводится после активного отдыха детей на свежем воздухе. Время на самоподготовку: (я привела 2 варианта времени, рекомендованного на проведение самоподготовки: первый вариант предлагает, сурдолог, ведущий специалист Института коррекционной педагогики)

Следует иметь в виду, что в зависимости от индивидуальных возможностей, уровня знаний, темпа работы ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы воспитанники, досрочно окончившие работу, не мешали остальным ученикам. Для этогозаранее подбираю различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием или предлагаю нешумные настольные игры.

Завершается самоподготовка подведением итогов работы. Необходимо отметить, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд.

Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени.

По окончании самоподготовки школьники приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.

Таким образом, самоподготовка, организованная воспитателем, способствует воспитанию у детей чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной .

Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.

Задачи:

  • Развивать у воспитанников активности и интереса к выполненной работе.
  • Расширение кругозора детей.
  • Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, ответственность.
  • Корректировать внимание, память, операции мышления.

Наглядный материал и оборудование: перчаточная кукла Солнечный Лучик, осенние листья со слогами словарных слов, задание-карточка по русскому языку, карточки-оценки, тренажёр для глаз.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент (5 мин.)

Проверка наличия на столах школьных принадлежностей:

Воспитатель: Молодцы, как всегда приготовили всё необходимое для проведения занятия.

Упражнение «На зарядку становись!»

Мы зарядку начинаем
И на месте все шагаем.
Руки вверх подняли выше,
Опустили, чётко дышим.
Раз-два, не зевай,
Вместе с нами повторяй!
Упражнение второе:
Руки вновь над головою.
Словно бабочки летаем,
Крылья сводим, расправляем.
Раз-два, раз-два,
Дружно делаем, друзья!
Руки на бок, ноги врозь.
Так давно уж повелось,
Физкультура каждый день
Прогоняет сон и лень.
Раз-два-три,
На нас внимательно смотри!
Очень-очень хорошее упражнение:
Руки к плечам, круговые движения.
Вперед-назад, вперед-назад,
Физкультуре каждый рад.
Раз-два-три-четыре,
Расправляем плечи шире.
В заключенье, в добрый час
Мы попрыгаем сейчас.
Раз-два-три-четыре,
Три-четыре, раз-два,
Хватит прыгать, детвора!
Поскакали, поскакали,
Потянулись, подышали.
Выдох, вдох, выдох, вдох…
Занимались, кто как мог!

Психологический настрой детей на работу:

Воспитатель:

– Какое у вас настроение?
– На что оно похоже? На солнышко или тёмную тучку?

II. Постановка задач, повторение правил работы во время самоподготовки

Появляется любознательный Лучик.
– Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?! Правильно, Я – солнечный Лучик и очень любознательный. Интересно, а что вы сейчас будете делать?

Дети: Выполнять домашнее задания.

– Ребята, давайте Лучика научим правилам работы на занятиях.

Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подыми! (С.Маршак)

Лучик:

– Какой завтра день недели?
– Сколько у вас завтра уроков?
– По каким предметам задали домашнее задание?
– Как надо работать, чтобы выполнить все задание?

III. Русский язык

1. Разминка

Воспитатель: Лучик написал на осенних листьях слова, но подул осенний ветер и они опали. Помогите собрать эти слова.

КОР ЗИ НА ОВО ЩИ ОГО РОД

Воспитатель: Что это за слова? (Словарные.) Давайте их проговорим.

2. Разбор упражнения

Воспитатель: Ваше домашнее задание по русскому языку для вас подготовил Лучик. Вот оно на доске. Какие гласные пропущены?

С С М З
Д М Н С Р К Д Б
Н Н К Б

3. Самостоятельная работа

4. Физминутка для рук

Наши пальчики устали
И по очереди станцевали.
Большой пальчик нам сплясал
Раз-два-три.
Указательный – в пляс пошел
Раз-два-три.
Средний – их поддержал
Раз-два-три.
Безымянный – не отстал
Раз-два-три.
И мизинец – станцевал
Раз-два-три.

IV. Математика

1. Проверка порядка на партах

2. Разминка

Воспитатель: Р ебята, наш гость Лучик для вас подготовил «Весёлые задачки». Я вам сейчас их зачитаю, а вы ответ сосчитайте.

3. Работа с дневниками .

Воспитатель: Какое домашнее задание сегодня по математике? (Учебник стр.28, №13).

4. Разбор задания.

Воспитатель: Какое число, получается, от сложения первого и второго слагаемых?

Дети отвечают.

5. Самостоятельная работа

Индивидуальная помощь по необходимости.
На полях тетради поставьте себе ожидаемую оценку за выполненную работу.

6. Физминутка

Листья жёлтые кружатся
И на землю все ложатся.
Раз – согнулись, разогнулись.
Два – согнулись, потянулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре
Руки шире.
Пять, шесть
На место сесть.

V. Чтение

1. Разминка

Воспитатель: Лучик предлагает вам закончить строки стихотворения «Осень».

Падают, падают листья –
В нашем саду … листопад…
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, … летят…

2. Работа с дневниками

Воспитатель: Какое домашнее задание сегодня по чтению? (Учебник стр.22).

3. Чтение про себя

Стихотворение К.Бальмонта «Осень».

4. Физминутка для глаз

Чтоб глаза твои были зорче,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю выполнять. (Тренажер для глаз «Горизонтальная восьмёрка»).

5. Выразительное чтение стихотворения

Дети читают вслух.

VI. Самоанализ

Воспитатель: Наш гость Лучик хотел бы знать, как вы оцениваете свою работу на занятии. Заполните, пожалуйста, карточки, лежащие на ваших столах. На доске – табличка «Оцени свою работу» с критериями оценки:

  • Быстро?
  • Аккуратно?
  • Буквы и цифры красивые?
  • Старался?
  • Без ошибки?
  • Доволен работой?
  • Отметка.

Карточки с отметками вывешиваются на доску.

VII. Подведение итога работы

Воспитатель: Вы всё выполнили, что запланировали?
– Посмотрим, какие вы имеете итоги.

Лучик: Ребята, за всех вас очень рад. Большое вам спасибо за вашу работу, а это от меня вам небольшие подарки за ваш труд. Желаю вам успеха, до новых встреч.

Анализ самоподготовки.

Самоподготовка проведена в 7 классе, согласно календарно – тематическому планированию. В классе обучается 9 человек. На момент проведения самоподготовки все учащиеся присутствовали. Успеваемость по предметам 100%. 6 человек являются хорошистами (Трубочкин Д., Чернов М., Моисеева И., Шилов Д., Галахов С.) По уровню развития класс можно разделить на 2 уровня. Эти группы не являются постоянными, распределение по уровням зависит от учебных предметов и сложности учебной программы. Ребята очень активные, эмоциональные, с удовольствием участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях. Психологическое обоснование занятия включает доказательство того, что:

Сформулированная триединая дидактическая цель (ТДЦ) занятия соответствует возрастным возможностям учащихся и задачам их развития на данной возрастной ступени;

Структура, содержание и весь стиль занятия направлены на достижение

поставленной ТДЦ;

На занятие предусмотрено создание условий для реализации основных

компонентов учебной деятельности учащихся(учебно-познавательных

мотивов, целеполагания, действий контроля и самоконтроля развития самостоятельной работы учащихся.

Цели: Цели:

1.Формирование у детей умений и навыков самостоятельной работы

2. Создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроке в самостоятельной работе.

3. Воспитывать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять домашние задания.

2.Обращаться за помощью в случаях затруднения.

3.Планировать свою деятельность.

4.Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.

5.Самостоятельно проверять выполненную работу

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная самостоятельная работа, парная: ученик- консультант.

Формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя.

Технологии занятия: элементы технологии критического мышления, технология дифференцированного обучения.

Организуя работу по выполнению домашнего задания, главное для меня, создать необходимые условия для качественного выполнения домашних заданий.

В процессе организации самоподготовки, я учитывала, следующие факторы: уровень подготовленности учащихся по данным предметам, индивидуальные и психологические особенности каждого ученика, круг его интересов и способнностей. При проведение самоподготовки был реализован принцип личностно – ориентированного подхода учащимся. Все занятие направлено на всесторонние развитее и совершенствование полученных умений самостоятельной работы, формированию навыков рационального использование учебного времени. Известно, что от того, насколько организованно, чётко, продуманно учитель начнёт самоподготовку, зависит и результат работы, и активизация всех этапов, и организация учащихся во время подготовки. Во время проведения самоподготовки я дифференцированно подхожу к различным группам. Первая группа получает чаще всего полную самостоятельность и работает в паре или группой. В неё входят учащиеся, легко усваивающие учебный материал и обладающие определёнными навыками и умениями самостоятельной работы. Вторая группа – это дети, усваивающие материал, но имеющие ряд трудностей, неуверенные в себе, нуждающиеся в контроле правильности выполнения домашних заданий, или небольшой помощи с моей стороны. Они могут получить свободу действий на определённом этапе или при выполнении несложных заданий. Группы могут меняться по составу с учётом взаимной симпатии, общего развития, сочетания сильных и слабых.

Дети умеют делать самостоятельные записи в тетрадях, работать с учебниками, таблицами, дополнительным материалом. Контролирующую функцию провожу в процессе самоподготовки путем фронтально комментирования проверки выполненной работы учащимися, анализа результатов выполнения взаимопроверки и другими способами.

Решая проблемы развития образования, важно осуществлять практику взаимодействия с учителями предметниками. Поэтому я в системе провожу консультации с коллегами. Интересуюсь учебной динамикой каждого ученика.Самоподготовка. Самостоятельная учебная работа на этих занятиях преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся.

При этом возникают новые возможности в развитии у учеников положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. Я во время самоподготовки поддерживаю нужный для самостоятельной работы порядок и обеспечиваю успешное выполнение заданий.Самоподготовка – это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.

Состояние учащегося на самоподготовке должно быть: активно - самостоятельное, зависимо- самостоятельное использование технологии сотрудничества, технологии дифференцированного обучения.

В конце занятия был подведен итог, где ребята сами оценили свою работу. Данный прием был проведен с целью проведения рефлексии занятия.

Пока рано говорить о серьёзных продвижениях и результатах моей работы. Но в то же время ребята стали осознаннее, подходить к выполнению д/з, поняв, зачем его делать, особенно после того, как им доверили самооценивание. Их привлекает возможность показать своё состояние всем и в числе первых. Я думаю, мне удалось решить поставленные цели, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.